Походы по Крыму

3. Пеший поход в сентябре по Крыму на гору Демерджи

Автор: Илья Клычев

Пеший поход в сентябре по Крыму на гору Демерджи

Наш пеший поход по Демерджи с ночевкой начинается от остановки Ангарский перевал. Это старая развязка, по которой, мне кажется, ходили много веков, хоть раньше тут и не было дороги, но от перевала можно забираться в разные стороны. Так и нынешний туризм при Украине и в РФ не исключение. Обычно если я веду экскурсию одним днем, мы поднимаемся через Марью и Ивана, а с рюкзаками выбираем маршрут попроще, выходя сразу на перевал МАН. Тут, как обычно, дежурит лесник, но в этот раз к нам никаких претензий не было. Видимо, довольно прохладно, чтобы опять петь песню про пожароопасный период, и что лес закрыт для посещения, ведь истина нам известна. Каждый день на закате эта истина закатывает на своих джипах через дорогу с Юбилейным источником.

На фоне Лысого Ивана и Кудрявой Марьи

Перекусив на перевале МАН (Малая Академия Наук), мы продолжаем наш путь к пещере МАН. Отсюда хорошо видны Иван да Марья - две горы, и, конечно, рассказываю легенду, связывающие эти места и саму пещеру. Мне нравится живописный подъем к пещере, он очень хорошо подходит для фотографии, и, безусловно, здесь я фотографирую своих экскурсантов. Идеальное время для посещения этих мест - с мая по июль, трава тут еще вовсю цветет, душица, лимонник, чабрец, тысячелистник и другие травы наполняют воздух прекрасным ароматом. Сейчас же, в основном, все уже выжжено солнцем, но виды все равно впечатляют, пусть не масштабностью, но своей уютной простотой.

Пещера МАН на горе Демерджи в Крыму
Подъем на Демерджи Яйлу

Группа в этот раз попалась хорошо идущая, несмотря на рюкзаки я сразу распознал в них людей, которые занимаются спортом. Остановок не много, практически мой темп, если бы я ходил один. Честно, я впечатлен. Ввиду своего направления экскурсий и походов для новичков с не слишком сложными маршрутами, темп довольно солидный и все с ним справляются на ура.

В рощице я встретил безвременник, он похож на крокус, и я их, честно говоря, путаю. Сделал пару фотографий.

Безвременник в роще на Демерджи-Яйле

Мы не заходим на северную Демерджи и траверсом идем к седловине с Южной, однако, наверное, стоит зайти на козырек, и в следующий раз, если темп будет позволять, я обязательно уделю этому скальнику особое внимание.

Попытались выстроить собой надпись КРЫМ - но, видимо, нам еще стоит потренироваться) Оставлю до лучших времен)

Надпись Крым на фоне Чатыр-Дага

Приближаясь к стоянке, мы дёрнули немного яблок и шиповника для чая, а на стоянке уже практически созрела алыча. Дело в том, что в горах на высоте она созревает значительно позже. И сейчас настало ее время. Погода, несмотря на солнце, сложная, дует сильный ветер. Когда мы вышли радиальным маршрутом на закат, холодные потоки заставили сильнее закутаться в одежду, а после захода солнца и прибавить шаг назад в лагерь.

Ночь была очень холодная, погода сильно испортилась в плане ветра и температуры. Однако были и позитивные моменты - великолепный закат, а также, возможно, старый знакомый, которого я повстречал еще на Чатыр-Даге. Мне кажется, эта умная птица прикармливается теперь и на Демерджи, я только надеюсь, что ее доверчивость не сыграет с ней злую шутку.

Гид проводник по Крыму - Клычев Илья

Конечно, на Джурле (туристическая стоянка) мы встретили старого знакомого кота или кошечку, белую. Я давно заметил, что днем это кошка, а ночью она трансформируется в лису. Мы покормили ее чем было - гречкой с фасолью и сыром, по моему рецепту. Она съела с удовольствием, а неделю назад на этой же стоянке видели, как она ловит мышей, и, кстати, очень удачно. Для меня трансформация кошки в лису - единственное объяснение, почему эти два хищника могут мирно уживаться в одной экосистеме. Хотя, зная порой боевой нрав кошачьих, я не удивлен, что лисы могут таких вот друзей обходить стороной.

Сарпа-Кая скала Козырек
Седловина Демерджи

Подходя к горе Аленге, южной части горы Демерджи, мы увидели такое вот облако, оно казалось таким плотным, что его хотелось потрогать.

Туча у Южной Демерджи и горы Аленга

Погода пусть и на пару дней, но испортилась, и это не дожди. Очень сильный ветер задувал на Демерджи, несмотря на то, что мы взяли теплые вещи. Ночью было холодно, при том, что о туристах я позаботился, но себе взял слишком холодный спальник и всю ночь мерз, поэтому плохо спал, стараясь максимально нагреть спальник изнутри своим дыханием. К слову, пакеты с едой мы от лис прячем в палатки. Я положил ноги в рюкзак, чтобы хоть как-то согреться, а пакеты в самый край палатки, под ноги, чтобы не поддувало. И ночью я проснулся от того, что мне кто-то в эти пакеты с другой стороны тычет. "Лиса", - подумал я, - "своим носом наверное, пытается унюхать вкусняшки и стырить их". Но не стал дожидаться, пока мне порвут палатку и прикрикнул на нее. Пришлось пакеты переложить вбок, подальше от лисьево соблазна и постараться не думать о том, кто живет и бродит по ночам в лесу.

Еще немного фотографий с заката на Демерджи:

Встреча заката на горе Демерджи

Утром ребята хотели пойти на рассвет, а это значит, что нужно подниматься в пять утра. Но судя по тому, как мы мерзли вечером, я понимал, что вряд ли кто-то встанет. С утра мы позавтракали овсянкой со сгущенкой и бутербродами, а также очередной порцией чайного компота из Крымских трав и местной Алычи. Спуск с Джурлы до трассы на поворот Лучистого у нас занял чуть больше полутора часов, и к 12 мы были уже в Алуште. Я все хочу попробовать уйти с Джурлы в Лучистое и попасть на автобус, который идет в 11:40, но по времени смотрю, что мы каждый раз спускаемся раньше него.

Это было прекрасное приключение длиной всего в одни сутки, отличный поход и много интересного, а главное, мы получили большое удовольствие.

Походы по Крыму за предыдущие годы