Походы по Крыму

3. Поход по Крыму одним днем от водопада Джур-Джур до горы Демерджи

Автор: Илья Клычев

Поход по Крыму одним днем от водопада Джур-Джур до горы Демерджи

Самое сложное в походе на маршруте от Генеральского и водопада Джур-Джур до Демерджи, это конечно проснуться чуть ранее 6 часов, чтобы успеть на маршрутку с автовокзала Алушты, которая отходит в 7 утра. Ну и сама дорога, безусловно, требует самообладания. С утра целый час серпантина на сонную голову даётся непросто, тут нужно запастись мятными карамельками или жевательной резинкой, так как не каждый организм может без потерь выдержать всю дорогу. Аня, как обычно, через пять минут уже попыталась уснуть у меня на плече, но манёвры маршрутки ей это сделать не позволили, а я смотрел на солнечное побережье. В прошлый раз я ездил в Генеральское на водопад зимой в это же время, и была сплошная темень, а сейчас рассветает в половину шестого утра, и жизнь на ЮБК уже кипит.

Илья и Анна на водопаде Джур-Джур в однодневном походе по горам Крыма
Однодневный поход по горному Крыму Джур-Джур - Демерджи

Ровно в 8 утра мы приехали в Генеральское и отправились к водопаду. К нему можно дойти по правому или левому руслу реки, но летом по правому берегу к водопаду ездит очень много джипов, поднимая дорожную пыль. На водопаде, как и планировалось, кроме нас никого не было, но, так как дорога обещала быть достаточно долгой, мы не стали тратить много времени на прохождение реки Улу-Узень Восточная по ущелью Хапхал, а лишь немного поснимали у самого Джур-Джура. Сейчас, в конце апреля, воды здесь очень много, а летом будет заметно меньше.

Водопад Джур-Джур в поселке Генеральское в пешем походе по Крыму
Походы по Крыму Туда-Сюда к водопаду Джур-Джур
Туристка весной у водопада Джур-Джур ранним утром
Фотосессия у водопада Джур-Джур в походе по Крыму

А вот дальше начинается самая сложная часть нашего сегодняшнего треккинга от Джур-Джура на Демерджи - это подъем на высоту примерно 800 метров. Да, конечно и сам водопад находится не на побережье, но все-таки дорога вверх ощутима. И это средняя тропа, а есть еще вариант подняться вдоль ущелья, там значительно сложнее, но и красочнее. После подъема тропа значительно проще, идет на одной высоте с небольшими спусками и подъемами, тут уже можно расслабиться и наслаждаться буковым лесом, видами, распускающимися повсюду цветами. В этот раз пионов еще не было, но я видел несколько назревающих бутонов, в мае наступит и их пора.

Мост через реку Улу-Узень восточная у водопада Джур-Джур в ущелье Хапхал
Пейзажная фотография в Крыму в однодневном походе
Река Улу-Узень восточная у водопада Джур-Джур
Спокойные воды реки Улу-Узень выше водопада Джур-Джур

Наш путь пролегает в направлении горы Демерджи, после подъема мы сделали несколько привалов, на одном из них перекусили. Так как маршрут достаточно длинный, порядка 18 км, то перекусы нужно брать на весь день, так, чтобы хватило на три раза, особенно под вечер. Мы с Аней не стали задерживаться на многих участках, потому что были здесь ранее. Я фотографировал каждый кустик цветущий травы, чтобы составить описание цветов, которые цветут на тропе в конце апреля.

Аня на дороге при подъеме к смотровым площадкам в однодневном походе по Крыму
Пеший однодневный маршрут по Крыму - на привале при подъеме

Несмотря на позднюю весну, здесь уже везде сухо, и лишь немного имеются разливы у ручьев. Снега на тропе нет совсем, по всей ее протяженности, на Южной Демерджи тоже нет. С собой мы брали по 0.5 литра воды, с которыми успешно дошли до источника, находящегося на стоянке Верхняя Джурла (Суат-Чешме). Лес на маршруте еще не полностью зарос травой, и зачастую мы ловили себя на мысли, что идем по парку, в котором повсюду растут фиалки и герань. Сквозь листву пробивались солнечные лучи, освещая ковер из различных трав и цветов.

Водопад Джурла - поход по Крыму одним днем
Однодневный поход по Крыму с гидом - водопад Джурла
Подъем по скальнику у водопада Джурла у горы Демерджи
У водопада Джурла подъем по скалам к стоянке Джурла и седловине

Наверное, этот пеший маршрут на закат к горе Демерджи можно назвать "паломническим", ведь нужно преодолеть достаточно много препятствий. Я бы сказал, что этот маршрут предназначен для подготовленных туристов. К тому моменту, как вы поднимаетесь на Южную Демерджи, сил остается не так и много, а ведь еще нужно побегать по лугам, попугать клещей, всё сфотографировать, встретить закат, и спуститься вниз, в Лучистое к автобусной остановке, вовремя. Спуск у нас занимает до двух часов, а если группа менее подготовлена физически, может быть и больше, что нужно учитывать, чтобы не опоздать на автобус, ведь ходит он через полтора-два часа.

Сон-трава - Крымский прострел с видом на Чатыр-Даг
Поздняя сон-трава на подъеме к вершине Южная Демерджи
Смотровая у вершины горы Демерджи виды на гору Аленга и сфинксы
Пейзажная фотография Крыма с вершины горы Демерджи

В этот раз мы с Аней пришли на вершину в районе 15 часов, что было слишком рано. Сейчас, в апреле, закат наступает только в половину 8, поэтому хоть мы успели побегать повсюду, решили не ждать захода солнца и спуститься вниз, оставив эти впечатления на следующий раз. В этом году очень сухо, из-за чего "сыпуха" под ногами при спуске заставляет постоянно скользить. Нужно спускаться либо по простой тропе к Солнечной поляне, либо крайне осторожно напрямик в Лучистое - поехать на камушках достаточно много шансов. Без треккинговых палок новичкам я бы порекомендовал спускаться через Долину привидений и Солнечную поляну. Мы же с головы Екатерины на Демерджи пошли напрямик, чтобы успеть на автобус в 17:30.

Аня и Сон-трава в Крыму - радуют глаз в походе по Крыму
Сон-трава в Крыму на горе Демерджи
Цветы на горе Демерджи в походе по Крыму весной
Однодневный поход по Крыму весной с цветами

На спуске я заметил, что вовсю растет чабрец, а вот клещей так и не увидел. Впрочем, по пути мы встретили ребят, которые сказали, что внизу их полно. Я уже надеялся, что удастся заснять макро-видео съемку этих членистоногих, но нам "не повезло", за всю дорогу так никого из них не встретили. Зато получилось снять очень красивую гусеницу, пушистую и интересного окраса. Мы взяли на себя дерзость ее немного потревожить, чтобы она уползла с тропы, где ее могли раздавить люди.

Пушистая гусеница в горах Крыма
Гусеница свернулась клубочком на тропе по Южной Демерджи

На спуске колени давали о себе знать, даже несмотря на помощь треккинговых палок, уставали ступни. Возможно, дает о себе знать поход по восточному Крыму, который мы совершили неделю назад, а ведь у нас первого мая еще поход через каньоны Крыма из Ялты в Балаклаву.

Гид-фотограф по горному Крыму Илья и Анна на горе Демерджи
Походы по Крыму с турклубом Туда-Сюда

Как итог, мы хорошо потренировались и прошли в районе 20 км общего пути одним днем, налегке. Я планирую водить здесь экскурсионный маршрут, но нужно еще обкатать некоторые детали, связанные со временем и грамотным распределением сил, ведь часть из них съедает серпантин, пока ты едешь к водопаду. Стоит брать с собой либо каремат, либо небольшие "сидушки". Очень хотелось на привалах поваляться на солнышке, которое, нужно сказать, уже сильно греет, мы даже немного обгорели. Хочется напомнить, что уже сейчас нужно защищать открытые участки тела. Лето тут уже наступило, весь маршрут я прошел в футболке.

А вот и итоговый ролик про нашему однодневному походу по Крыму: Джур-Джур - Демерджи - еще больше походов одним днем у нас на сайте походов по Крыму.

Походы по Крыму за предыдущие годы