Походы по Крыму

3. Поход с ночевкой по Крыму: Терновка - Сюйреньская крепость

Автор: Илья Клычев

Поход с ночевкой по Крыму: Терновка - Сюйреньская крепость

Мы с Аней сделали себе небольшой тур, поход по горам Крыма только для нас двоих. Прошли по интересным местам от Терновки до Сюйреньской крепости с ночевками недалеко от Челтер Мармара и на мысе Кулле-бурун. Третью ночевку решили провести у моря - никогда не был на диком пляже в Форосе и вот закрыл этот пробел. Пляж красивый, но маленький, в сезон даже боюсь представить, сколько тут людей, но мы приехали на одну ночевку и получили огромное удовольствие. Интересно, что наш поход прошел по движению маршрутного автобуса Ялта - Бахчисарай.

Планы по посещению Терновки и достопримечательностей в ее округе, а конкретно пещерного монастыря Шулдан и Челтер Мармара, были у меня уже давно, но те маршруты, что я прокладывал в своих походах, обходили эти места и цепляли только Мангуп горы Баба-Даг. Поэтому для нас это была в том числе и разведка. Получилось очень интересно и познавательно, особенно повезло с погодой - внезапно в Крым пришло лето и жара в районе 30 градусов днем, а ночью около 10-15 градусов. Брали тёплые спальники, и если в горах было еще хорошо, то на диком пляже в Форосе стало душновато.

Маршрут похода получился следующим: Ялта(маршрутка) - Терновка - Шулдан - 5-ая балка - Челтер Мармара (ночевка) - Залесное - Пещерный монастырь Феодора Стратилата - Сюйреньская крепость (ночевка) - Красный Мак - Ходжа-Сала

Выезд на маршрутке из Ялты в Терновку

Тут мы заранее подготовились и пришли на автовокзал, узнать, когда идут автобусы Ялта-Бахчисарай до Терновки и сколько это будет стоить. По факту, можно доехать и до Мангупа, хоть и официальной остановки там нет, но водитель адекватно относится к таким просьбам, возможно немного придется доплатить. Нам до Терновки с рюкзаками билеты обошлись в 260р + 26 рублей за багаж с человека. Маршрутка заходит на пять минут в Форос и таким же образом едет обратно из Бахчисарая в Ялту. Время пути до Терновки - в районе 2 часов, до Бахчисарая - 2 ч 30 минут. Так как нам некуда было спешить, мы купили билеты на маршрутку, выходящую из Ялты в 11:50 (есть еще утренняя, в 10 утра), и приехали в Терновку примерно в 13:40, в самое пекло.

Ромашки в полях у Терновки
Цветут ромашка по всему Крыму

Подъем на Шулдан и Челтер Мармара из Терновки

Очень много разных троп и дорог ведет к монастырям Шулдан и Челтер Мармара. Два пещерных монастыря возникли в 7 веке примерно в одно и тоже время. Мы решили подниматься напрямик, более коротким путем, но достаточно сложным для преодоления с рюкзаками. Уже потом я думал, как правильно было бы подниматься, и не пришел к итоговому мнению, так как более удобно подниматься сначала к Челтер Мармара и потом посмотреть Шулдан, но если ночевать, то закат лучше виден именно на скалах Кара-Коба, в стороне "Второго кордона", стоянке, обозначенной на Большой Севастопольской тропе. Следовательно, пришлось бы возвращаться. Можно было бы встретить рассвет на Шулдан Бурун, однако место не очень удобное и далеко от источников с водой. Мы прошли разными тропами, чтобы понимать, как лучше ходить по этим скалам.

Пещерный монастырь Шулдан в Терновке
Пещерный монастырь Шулдан
Поход по Крыму к монастырю Шулдан у поселка Терновка
Пеший поход по Крыму через пещерный монастырь Шулдан

Первоначально мы поднялись с южной стороны, недалеко от развилки Челтер Мармара - Шулдан - Пятая Балка. Пятая балка - это платная стоянка (есть рядом и бесплатная). В платном варианте предусмотрены беседки, туалет и костровище, стоимость за компанию - 1000 рублей за любое количество палаток. Рядом расположено три прекрасных водоема. Тут можно встать и бесплатно, но стоянка без видов, сюда скорее логично приезжать искупаться и отдохнуть в компании.

Гора Шулдан-Бурун на Большой Севастопольской тропе
Стенд БСТ у пещерного монастыря Шулдан

После подъема мы сразу пошли в сторону пещерного монастыря Шулдан, а после и на мыс Шулдан-Бурун. Я надеялся, что там будет хорошая площадка для ночевки с видом на восток в сторону Чатыр-Дага и рассвета, но, в основном, обнаружилась лесистая зона с комарами. На Шулдане мы сходили сначала на источник в стороне от монастыря, но он выглядел не вполне безопасным для питья, а потом вернулись к монастырю и попросили воды там, нас даже пригласили внутрь. Мне понравилась башня, которая возвышается над пещерными сооружениями. Вход в нее не нашли, но вид тут потрясающий. А вот спуск в гроты монастыря выглядел достаточно опасным. Спускались мы без рюкзаков. Неподалёку встретили безногую ящерицу, желтопузика. Аня еще не привыкла к таким представителям местной фауны и периодически были слышны ее крики восторога от увиденных красот и "змей".

Родник с купелью у монастыря Шулдан
Родник к востоку от моныстыря Шулдан
Безногая ящерица в Крыму - желтопузик
Большая ящерица без ног в Крыму - Желтопузик

По пути к монастырю и вдоль всего горного массива активно цветет Ясенец, он же Купина неопалимая - опасное растение, вызывающиее ожоги, его нужно стараться обходить стороной. Эфирные масла Купины лишают кожу защиты от солнечных лучей, чем и провоцируют термические ожоги, шрамы от которых могут заживать много лет, да и лечиться придется несколько месяцев. Но сам по себе цветок красивый.

На Шулдане собаку по имени Ладан, которая живет с хозяевами в монастыре. Получается, что мы сделали круг от монастыря до одноименного мыса, посмотрели на Мангуп и даже вдали видели сфинксов Каралезской долины, в сторону Залесного. А потом пошли в сторону Пятой Балки, но пришли к ней не верхом, а низом, прокладывая себе дорогу сквозь лес последние 100 метров пути. После пятой балки решили идти вверх, в сторону Челтер Мармара, там есть источник и логично переночевать недалеко от него, пополнив запасы воды на вечернюю трапезу и на утро.

Каралезская долина от Мангупа до Сфинксов
Вид с Шулдан-Бурун на Каралезскую долину
Стенд Большое Севастопольской тропы у пещерного монастыря Челтер-Мармара
Стенд БСТ у пещерно монастыря

К сожалению, место выбрали удачное с точки зрения постановки палатки, но закат был чуть западнее и прятался за деревьями. Я отдельно прогулялся для фотографий заката, пока Аня отдыхала, рассвет тоже решил от нас скрыться и был значительно восточнее. Я должен был понять это сразу, когда не смог увидеть Чатыр-Даг, но подумал, что это дымка мешает. Первая ночевка была без созерцания рассвета, поэтому в последующую было решено вставать "в первых рядах" представления.

Ночевка на скалах Кары-Коба

Решили проверить источник Бильдран-Чокрак на случай, если не хватит воды на завтрак. Рядом с ним расположена оборудованная, но загрязнённая купель без воды. Увидели мужчину, который в одиночку чистил её и пытался восстановить водоснабжение. Вода в самом роднике хорошая. Запомнили этот вариант и выдвинулись в поисках места для ночевки с хорошим видом. Нас всего двое, и поэтому на газу очень быстро приготовили пищу. Ужин у нас был королевский - гречка с рыбой в томатном соусе, приправленная чесноком и свежим укропом, а потом и чай с шоколадным печеньем. Немного посмотрели на звезды и в районе 22 часов уже легли спать, чтобы в пять утра встать на рассвет.

Закат на горе Кара-Коба между Челтер Мармара и пещерным монастырем Шулдан
Закат на горе Кара-Коба в Крыму

Ночь была теплая и приятная, однако Аня отвыкла спать в лесу только вдвоём, и часто ей казалось, что вокруг кто-то ходит - звери или люди. Сон ее был тревожен, и мой, как следствие, тоже, это стандартный для новичка эффект. После частых походов ты просто понимаешь, что лес живой, и уже не обращаешь на посторонние звуки внимание, отдыхаешь. Ночью еще не было жарко. Утром проснулся по будильнику и осознал свою ошибку с рассветом, когда не увидел всходящего солнца. Сделал пару снимков природы и лег обратно досыпать до 8 утра.

Идем на Сюйреньскую крепость от Челтер-Мармара

Навигатор посчитал, что сегодня нам нужно пройти в районе 13 км. На самом деле, около 15 часов дня мы уже были возле Сюйреньской крепости, при этом успели искупаться в холодной купели пещерного монастыря Феодора Стратилата. Поэтому было еще много времени на отдых. В начале пути спускались к Залесному, дорога показалась очень долгой. Можно было зайти на Эски-Кермен, но мне кажется, под это нужно выделять отдельное время. Сейчас тут все обнесено заборами, и было достаточно сложно определиться с правильным путем даже при наличии навигатора. Когда вышли из тени лесистой тропы в поля, стало значительно припекать. Обязательно нужно мазаться солнцезащитным кремом и надевать головные уборы.

Красные маки на фоне Сфинксов Каралезской долины
Полевые маки у скал в Крыму

По жаре очень утомительно идти, на пыльной дороге было некуда спрятаться от палящего солнца, запасы воды стремительно сокращались. Останавливались в тени редких деревьев, снимали панамки и проветривали горячие головы, чтобы не допустить теплового удара. К Залесному мы вышли через овраг Джин-Дере. Думали зайти в кемпинг к "Дяде Ваня" поздороваться, но у магазина зависли на поедании мороженного, а потом уже не захотелось возвращаться в сторону Мангупа.

Пещерный монастырь Феодора Стратилата на скале Ай-Тодор
Вид на пещерный монастырь на скале Ай-Тодор со скалы Джениче-Бурун

Наш поход по Крыму из Бахчисарая в Балаклаву в 2021 году проходил как раз по этим местам, в этот же раз мы разведали новую тропу к монастырю Феодора Стратилата. Тропка простая, пускай в начале пути примерно час идешь по солнцу, но потом попадаешь в лес, и становится значительно комфортнее. К самому монастырю мы вышли изрядно уставшими и вспотевшими, а холодная купель помогла взбодриться. Вода тут, как в горных родниках, в районе 7-9 градусов, но даже Аню, которая очень редко решается на холодное купание, это не остановило. Было очень здорово окунуться в купель после многочасового перехода. Рядом тут же и родничок, где мы налили воду на весь оставшийся день и утро.

Холодная купель в пещерном монастыре Феодора Стратилата (Челтер-Коба)
Купель в пещерных гротах у монастыря Феодора Стратилата

В монастыре уже бывали, поэтому мы не стали заходить во внутренние покои, а сразу пошли на тропу вниз, которая ведет к крепости. По километражу идти нужно 1.5 км, и примерно минут через 40 мы были уже на месте.

Каменные лица на скале Куле-Бурун и Сюйреньской крепости

На одном из форумов по Крыму меня спрашивали, встречал ли я выгравированные лица в районе крепости, но когда я ходил сюда с группой, у меня было не так много времени для изучения всех окрестностей, так как большая часть времени тратится на обустройство лагеря. Но с Аней мы подошли к этому вопросу тщательно и излазили в поисках гравюр всю башню и окрестные стены. Не нашли никаких лиц, только полуразрушенные фрески под сводом купола.

Сюйреньская крепость в Большом Садовом на мысе Куле-бурун
Развалины крепости на мысе Куле-Бурун у Большого садового
Каменные лица на краю мыса Куле-бурун у Сюйреньской крепости
Каменные барельефы на мысе Куле-бурун

Уже после оказалось, что лица были на самом краю мыса с видом на Бельбекские ворота, прямо на краю скалы. Возможно, я их видел и в прошлый раз, но не запомнил.

Бельбекские ворота на закате у поселка Большое Садовое
Закат на Сюйреньской крепосте с видом на Бельбекские ворота

Ночевка у Сюйреньской крепости

Мы еще долго думали, где же нам встать на ночевку. Конечно, вид был шикарным именно на краю мыса Куле-Бурун, но большая часть его поверхности каменная, а моя палатка может стоять только на колышках и не держится на дугах. Но местечко все-таки нашли. Здесь мы встретили красивейший закат, а утром нежный рассвет, который, как и должен, шел с востока, со стороны Чатыр-Дага. Теперь его вершину было видно отчетливо, особенно утром, в солнечном зареве. Нужно заметить, что здесь царит гармония света, красоты и обзора на прекрасный пейзаж, нарушаемая только звуками близлежащих поселков, которые находятся в Бельбекской долине - Большое и Малое Садовое.

Закат над Бельбекскими воротами Крыма
Красивый закат в пешем походе по горам Крыма
Малое Садовое, скала Арман-Кая и овраг Медведь
Гора Арман-Кая и поселок Малое Садовое

Ближе к закату мы встретили ребят, тоже с палатками, но они ночевали в другом месте. Утром снова повстречали их у купели. В походах нужно купаться почаще, не только для соблюдения гигиены или снятия усталости - в Крыму с марта по июль активизируются клещи - самые опасные хищники Крыма, и простой прием водных процедур зачастую решает проблему, просто смывая вредителей. Утром встали на красивейший рассвет.

Встреча рассвета у Сюйреньской крепости
Рассвет в горах Крыма в пешем походе

Обратная дорога на Мангуп через Красный Мак

Идти по хоженым местам в сторону Большого Каньона Крыма или Алимовой Балки и Бахчисарая не хотелось, поэтому решили посетить Красный Мак и посмотреть на маковые поля в Крыму. Обратный путь был значительно быстрее, дорога шла в основном вниз, а небольшая фотосессия в маках доставила нам большое удовольствие.

Красные маки в Каралезской долине у поселка Красный Мак
Дикие поля красного мака в Бахчисарайском районе Крыма
Маковые поля в Бахчисарайском районе у поселка Красный Мак
Поля маков на форне гор

Чтобы не идти по асфальтовой дороге от Красного Мака в сторону Мангупа, сошли на проселочную тропу и дошли к местным озерам, которые никто из туристов не посещает. Они очень красивые и, как нам показалось, довольно чистые, хоть и обросшие по периметру травами и камышом. Тут мы еще раз искупались, это очень облегчает влияние жары. Дно, конечно, илистое, но удовольствия от этого не убавилось. К примеру, озеро Девичье у Мангупа было достаточно мутным, грязным, затянутым водорослями, и купаться в нем совершенно не хотелось, хотя очень хотелось охладиться.

Дикое и чистое озеро на реке Быстрая в Залесном
Озеро в горах Крыма в поселке Залесное

Наверное, пока пробирались по кустам в шортах, Аня подцепила клеща, которого обнаружили только часами позже. Вышли снова к остановке Залесное и магазину, опять взяли мороженное и, наевшись вдоволь, пошли к Дяде Ване. К сожалению, самого хозяина не обнаружили, зато потискали его милых охранников, которые встретили нас радостными визгами.

Озеро Девичье у горы Баба-Даг, пещерного города Мангуп-Кале
Озеро у Мангупа

К озеру вышли уже вымученные жарким полднем, купаться не стали и зашли в магазин в поселке Ходжа Сала за холодным мохито, а потом со стороны дороги с видом на озеро сели перебирать фотографии и отдыхать. К 16 часам вышли на остановку Мангуп, где и поймали обратную маршрутку в Ялту. Решили ехать на дикий пляж в Форосе.

Дикий нудисткий пляж в Форосе

На маршрутке примерно за час и 150 рублей с человека доехали до Фороса. В местных магазинах огурцы на начало июня 2022 года стоят 30 рублей, 4 огурчика мне обошлись в 10 рублей. Мы даже подумали, что пора садиться на огуречную диету. Дикий пляж в Форосе я раньше не посещал, только знаю, что он очень маленький, а на вид оказался вполне приятным. До пляжа дошли за полчаса. Частично дорога шла через пыльную застройку в Форосском парке, где ездят камазы, но у самого места отдыха таких проблем уже не было. Здесь мы встретили местного жителя, который нам все объяснил - палатку ставить в можжевельниках нельзя, только на пляже, рассказал, где брать воду. У меня проблема с тем, что палатка держится только за счёт колышков, но кое-как в камнях и гальке мы ее все-таки установили. Особенно мне понравился здесь вид снизу на Ильяс-Кая и Скалы Тышлар (Храм Солнца). Нудистов и дикарей здесь в начале лета еще немного, да и море было прохладным, мне показалось, градусов 17. Наверное, через недельку будет уже как раз.

Закат на дикому нудистском пляже в Форосе в идом на Ильяс-Кая
Закат у моря в Крыму в Форосе

В момент переодевания Аня и заметила на себе клеща, впился все-таки, хотя проверяли довольно часто. Очень маленький, повезло, что заметила. Мне не удалось его хорошо зацепить и при вытаскивании раздавил тельце пинцетом. Ох и намучились мы выковыривать его остатки из ранки. Мы относимся к таким вещам достаточно серьезно, поэтому сейчас Аня пропивает курс препаратов на 10 дней для заблаговременного лечения болезни Лайма. По прошлому опыту запомнили рекомендации врачей начинать меры в течение 72 часов после укуса. Я тоже находил клеща в своём ботинке, но он уже был мёртв и голоден. Аналогичная ситуация была до этого и у Ани - клещ впился в ткань ботинка, там и встретил кончину. Возможно, ботинки еще сохранили с прошлого похода пропитку спреем против вредителей.

Ночевка на диком нудистском пляже в Форосе
Звездное небо на диком пляже в Форосе

Мы так уморились нашим путешествием, что опять не дождались поздней ночи, чтобы увидеть Млечный путь, и свалились спать до 12 часов. Я, правда, все-таки немного пофотографировал звезды, но ничего путного не вышло. Утром, что очень порадовало, солнце не начало вовсю палить после рассвета, тень склона защитила от нещадных лучей. В районе 8 часов утра было ещё вполне сносно. Мы позавтракали и уехали в Ялту на той же маршрутке, что и приехали сюда, в Форос, из Бахчисарайского района. Стоимость - 100 рублей за человека. Местная, ялтинская маршрутка, скорее всего была бы дешевле, но ждать ее полчаса не хотелось. Так вот и закончилось наше небольшое путешествие.

Получилось что все 4 дня мы путешествовали на одной маршрутке из Ялты в Бахчисарай. И в дальнейшем я обязательно добавлю маршруты как однодневных походов на Мангуп, так и многодневных в свою коллекцию в этих местах.

Походы по Крыму за предыдущие годы