Походы по Крыму

3. Поход по Крыму Бахчисарай - Ласпи в мае 2021

Автор: Илья Клычев

Поход по Крыму Бахчисарай - Ласпи в мае 2021

Пеший поход по Крыму из Бахчисарая в Ласпи проложен по новому методу - с небольшими дневными переходами и радиальными выходами, специально для новичков. Я разработал его по системе, где пешая часть поделена на 12-километровые отрезки, каждый из которых предназначен для одного ходового дня. Как показал поход, такая система себя оправдала - путешественники не сильно уставали за дневной переход, и было время для радиальных выходов и общения. Однако некоторые правки в данный маршрут на будущее все-таки стоит внести, как с точки зрения самого пути и стоянок на маршруте, так и взаимодействия команды в походе.

Всегда очень важно подготовиться к походу заранее, приобрести снаряжение, отвечающее потребностям похода, его сложности и ночной температуре, например, спальники, рюкзаки и обувь. Также всегда рекомендую всем участникам брать треккинговые палки.

Сбор туристов на автовокзале в Бахчисарае
Туристы в начале походе по Крыму

Для себя отметил, что мне нужно уделять больше внимания описанию локальных достопримечательностей, рассказывать о них больше фактов, больше изучать детали. Данный маршрут был богат не только живописными природными пейзажами, но и историческими и культурными памятниками. Будет полезным держать описание мест под рукой. Также я брал с собой колоду Мафии, но руки у нас до неё не дошли - оказывается, в нашей компании собрались очень интересные люди, и мы проговорили все дни, так и не приступив к играм. У каждого из нас было, что рассказать остальным, и это очень здорово.

1 день похода по Крыму: Бахчисарай - Бешик-Тау

Мы прошли подготовленным маршрутом без особых проблем. Температура 1 мая была около +26 градусов, что значительно превышало средние показатели предыдущих лет. Шли в шортах, солнцезащитный крем оказался обязательным атрибутом. Также на стоянках мы были атакованы клещами, а значит, в мае точно необходим спрей от этих насекомых. Одного такого зайца я сам доставал пинцетом, клещ впился в лодыжку. Наличие клещей на себе и вещах необходимо проверять как можно чаще и не игнорировать простые правила безопасности.

Некрополь в Бахчисарае при подъеме на Чуфут-Кале
Каменные плиты надгробий в некрополе у Бахчисарая

Поднимаясь вверх к пещерному городу, мы увидели несколько стоянок туристов, но наш путь шёл немного дальше, к горе Бешик-Тау. Прошли некрополь и вышли ко входу в пещерный город Чуфут-Кале.

Воду с собой из монастыря взяли 5 литров, понадеялись на источники - их несколько недалеко от Бешик-Тау. О том, что источник на самой туристической стоянке давно пропал, мы знали. В итоге, стоянка Бешик-Тау сейчас платная, цена - 250 рублей за стоянку с группы и 250 за костер, такой прайс озвучил местный лесник. У него же можно налить воды из трубы-башни недалеко от стоянки. Нам повезло, и лесник предложил более удаленную площадку для палаток, она оказалось такой же оборудованной и нам очень понравилась.

2 день похода по Крыму: Бешик-Тау - Алимова Балка

После того, как проснулись и позавтракали, мы вышли на маршрут. Очень хотелось попасть в Дырявый грот на скале Узын-Коба-Каясы. Сюда мы дошли довольно быстро, спрятали в пролеске наши рюкзаки и поднялись налегке. Туристических групп на майские праздники, несмотря на различные запреты, было очень много. С нами вместе в одном направлении шли еще несколько компаний, которые в дальнейшем мы встречали на различных стоянках.

Дырявый грот на горе Казан-Кая недалеко от Бахчисарая
Грот на горе Казан-Кая
Над Качи-Кальоном тропа вдоль обрыва к пещерному монастырю
Качи-Кальон вид сверху

После посещения грота мы выдвинулись к Качи-Кальону и вышли на плато Пычки-Кая-Баш, но, в отличие от остальных групп, мы решили выйти к обрыву плато, на смотровую площадку с видом на Кыз-Куле-Бурун (городище Кыз-Кермен) и уже оттуда двигаться по краю к храму Анастасии Узорешительницы. Логика подсказывала о возможности пройти, и наши ожидания оправдались - тропа и правда была, но зачастую становилась сложно проходимой. Порой она шла через заросший лес, а где-то пролегала совсем близко к обрыву, что становилось не по себе.

Пока мы лазали и продирались по малохоженной тропе, мимо нас на большой высоте пролетали белоголовые сипы, наверное, ждали, когда отстающие станут их обедом. Они летели, как тяжелые бомбардировщики, это зрелище было восхитительным, я успел сделать пару фото.

Туристы в походе по Крыму из Бахчисарая
Пеший поход по Крыму из Бахчисарая

У Бисерного храма мы перекусили, купили в церковной лавке квасу и пирожков (квас достаточно вкусный, а вот пирожки попались не особо свежие), и дальше спустились к Качи-Кальону, вход к которому пролегал через кассу. Нам предложили посещение этих мест за 100 рублей с человека, детям - бесплатно. Мы отказались. К сожалению, стало тенденцией, как и во времена украинского Крыма, платить за природные достопримечательности. Зачастую на кассе берут деньги себе в карман, просто не выдавая чек. Все виды Качи-Кальона мы посмотрели со стороны и нисколько не потеряли, спустились к дороге и пошли в сторону Алимовой балки. Из-за перехода и сильной жары ребята порядком устали. На роднике Алим-Коба-Чокрак мы напились и наполнили наши пустые бутыли, одна - 5 литров, другая - 10. Во время перехода они оставались пустыми, а к вечеру мы их набирали, чтобы воды хватило на ужин и на завтрак.

Туристы зажигают огонь с помощью магии
Туристы в походе по Крыму

Стоянку искали уже на горе Кызыл-Бурун, тут же встретили чудесный закат с видом на Качинскую долину, и тут же было много клещей. Пришлось экстренно обрызгивать одежду, как я и писал выше, один успел ко мне присосаться. Клещ маленький, вытаскивать сложно, нужно делать это аккуратно. Ночь была теплой, я даже немного опечалился, ведь советовал всем брать спальники на ноль градусов комфорта, а погода стояла очень жаркая. Оказалось, не надолго.

Илья и Анна инструкторы Туда-Сюда на мысе Кызыл-Бурун
Инструкторы пеших походов по Крыму

3 день похода по Крыму: Алимова Балка - Сюйреньская крепость

И вот, новое утро и новые приключения. После Алимовой балки мы идем к Сюреньской крепости, нас преследует сильная жара, проходим по лесу к оврагу Каре-Дере (Медведь) и спускаемся по нему от горы Каслибаш. Спуск по Медведю был сложным, несколько раз щебень уходил из-под ног, и мы падали. К счастью, без последствий. Спуск не экстримальный, но нужно быть готовым, что нога может поехать, и готовиться мягко упасть. Удивительно, но источник в овраге живой, однако тут встала другая группа, и мы не стали дожидаться, пока наступит наша очередь и пошли сразу к магазину в Малое Садовое. Нужно отметить, что магазин этот не дорогой, и закупаться продуктами было одно удовольствие. Мы, наверное, потратили целый час, просто сидя на травке в тени у магазина и поедая мороженое.

Спуск с ущелья Кара-Дере в Малое Садовое
Туристы спускаются в Малое Садовое из ущелья Медведь
От Большого Садового подъем к монастырю Феодора Стратилата

Дальше было много радостных открытий и великолепных видов. Во-первых, монастырь Феодора Стратилата (Челтер-Коба), где была купель, очень холодная, и мы со всей осторожностью и уважением к этим местам в нее окунулись. Сам монастырь тоже интересный, посмотрели, погладили собачек и кошек и ушли в сторону Сюйреньской крепости.

Скала Куле-Бурун вид на долину реки Бельбек
Бельбекская долина на закате на мысе Куле-Бурун

Должен сказать, раньше я не придавал этому месту большого значения, но тут у меня открылись глаза - оно великолепно. Не столько сама крепость, сколько вид со скалы Куле-Бурун.

Сиюреньская крепость на мысе Куле-Бурун у Большого Садового
Сиюреньская крепость в Большом Садовом

Тропинка от крепости на край мыса ведет через сказочные места, здесь хочется медитировать, а виды, открывающиеся на закат, волшебны.

Воду мы набирали у монастыря и несли наверх на стоянку. Источник по дороге к крепости не вызывал доверия и желания им пользоваться. Последняя ночь была ещё немного теплой, а на следующий же день погода изменилась, и задули ветра.

4 день похода по Крыму: Сюйреньская крепость - Мангуп (стоянка у Дяди Вани)

Новый переход пролёг от крепости до стоянки у Дяди Вани. За установку палатки в этом милом местечке - 200 рублей за человека, получили море удовольствия и хорошо отдохнули. Все ребята оценили. Сам переход до Дяди Вани занял не много времени, и большая часть дня у нас еще была свободной.

Сфинксы Каралезской долины
Скалы Сфинксы каралезской долины

На выходе к дороге был отличный магазинчик и тоже не дорогой, а вот чем ближе к Мангупу, тем дороже, и людей слишком много. Мы приняли верное решение, остановившись у Дяди Вани, да и вино, которое у него брали, нас отлично согрело холодным вечером. А днем еще успели сбегать на Мангуп и, вернувшись вечером на стоянку, помыться. Вода была холодной, но зато так было приятно избавиться от накопившейся пыли и усталости.

Девичье озеро в Крыму около Мангуп-Кале
Озеро Девичье у пещерного города Мангуп-Кале
Ослик на кемпинге у Дяди Вани около Мангупа
Кемпинг у Дяди Вани не далеко от Мангуп-Кале

У Дяди Вани три прекрасных пса, они очень любят туристов, а также есть ослица. Сам дядя Ваня немного глуховат, но зато любит рассказывать много разных историй из своей жизни и очень гостеприимен. А вечером он открылся нам как музыкант, сыграв на флейте. Еще у него была гитара, и тут уже Аня показала свои таланты.

Туристы на мысе Тышкли-Бурун у пещерного города Мангуп-Кале
Мыс Тышкли-Бурун на Мангупе
Туристы и собаки на кемпинге у Дяди Вани в походе по Крыму
Туристы в кемпинге у Дяди Вани

Мы согревались вином и прекрасно проводили время. Но самое главное, что утром все проснулись огурчиками. Было очень здорово разбавить поход таким вот отдыхом.

5 день похода по Крыму: Мангуп (стоянка у Дяди Вани) - Чернореченский каньон

Все вместе мы счастливые ушли в сторону Чернореченского каньона. По пути Пётр поранил ухо о шипы свисавшей ветви, и мы, наконец, смогли использовать часть аптечки - полили на ранку перекись водорода и обработали вокруг неё йодом, а впоследствии замазали еще и спасателем. Нужно отметить, что мазь пригодилась - солнце пекло, защитный крем я не взял, и зря, пришлось мазаться уже спасателем, так что в такие походы обязательно нужно брать солнцезащитные средства. От небольшого озера (пруда) на реке Ай-Тодорка поднялись и отправились в Родное. Пока шли, встретили барсука и зайца, а в самом Родном за оградой даже косулю. Никогда раньше не видел барсуков, он спрятался от нас в завале веток и никак не хотел выходить на фотосессию. К сожалению, снять его в хорошем качестве не получилось.

Переход брода в Чернореченсокм каньоне в походе по Крыму
Преодоление брода в пешем походе по Крыму

В Родном магазин оказался более дорогим, тут мы закупались на дальнейшие трое суток. Посмотрели на водопад Мердвен-Тобе, но спуск к нему оказался достаточно сложным, и мы не стали рисковать - посмотрев со стороны, пошли дальше в сторону Чернореченского каньона.

Приготовление ужина туристами в многодневном походе
Походный ужин готовят туристы
Туристы на стоянке не далеко от Чернореченского каньона в Крыму
Туристы в многодневном походе на стоянке в каньоне

Так как сам каньон является санитарной зоной, мы должны были его пересечь и выйти к стоянке Алсу, но встали на выходе из Байдарского заповедника, недалеко от реки Черная. А ночью к нам пришли лиса. Она почти нас не боялась, и пришлось убирать и прятать все вещи, вешать на деревья рюкзаки и провизию. В конце концов, мы все-таки ее отпугнули. Лиса была очень тощая, хотелось ее покормить, честно говоря.

6 день похода по Крыму: Чернореченский каньон - пляж Инжир(Балаклава)

Утром мы вышли к трассе недалеко от Байк-шоу ночных волков у Гасфортовского озера, пересекли трассу, и начался долгий подъем на перевал. В этот день нужно было выйти на дикий пляж Инжир. Мы рано встали, поэтому на месте были уже в 14 часов.

Туристы идут к стоянке Алсу через брод на реке Черная
Переправа через реку Черная в походе в Крыму
Туристы турклуба Туда-Сюда выход к морю
Туристы выходят к морю в пешем походе

Наконец, мы увидели море. Дорога при подъеме на перевал по оврагу Микро-Мале достаточно путаная, видимо, обходит воинскую часть. Наверное, стоило идти по дороге. Вниз спустились почти к роднику Аязьма-Чокрак через Студенческую стоянку, наполнили 5 литров воды и спустились на ночевку на Инжир. Я беспокоился, что тут туристов будут гонять лесники, но все было спокойно. Так как спустились достаточно рано, то успели не только поставить палатки, но и скататься до Балаклавы, проветриться, купить вкусняшек и немного вина, отпраздновать наше путешествие и выход к морю. Наконец, была теплая ночь, а вот следующий день стал самым сложным.

Пляж в урочище Аязьма на Инжире
Туристы у моря на Инжире

Самое необычное для нас этой ночью стало событие проходящих спутников Илона Маска, которые вереницей шли через ночное небо Крыма. Мы долго гадали что же это могло быть, и в целом версия о спутниках Маска у нас звучала, было очень интересно наблюдать за летящими на далекой орбите яркими точками спутниками.

7 день похода по Крыму: Пляж Инжир(Балаклава) - Ласпинская бухта

Переход на Ласпи с постоянным подъемом, все очень сильно устали. Я для себя решил, что следующий поход по этому маршруту ограничится Инжиром. Физически и морально ребятам было уже сложно преодолевать длительный переход. Но смягчили грусть-печаль красивейшие виды и стоянка в Ласпинской бухте. Тут работают несколько магазинов, где мы подкупили провизии. Стоянка, как и на Инжире, была на газу, костры тут запрещены. Думал, лесники и тут будут нас гонять, но никто не пришел. Как и на Инжире, мы накупались вдоволь в ледяной воде и спали сладким сном, ночи тут очень теплые. С утра мы искупались, пили много кофе, разговаривали, мысленно прощались.

Вдоль берега моря из Инжира в Ласпи
Туристы в походе вдоль берега моря

Так и прошли наши 7 суток похода. Столько красоты я давно не видел, для себя открыл много новых и интересных мест. Безусловно, данный маршрут мы еще повторим, только ограничим его 6 сутками, без перехода с Инжира в Ласпи.

Походы по Крыму за предыдущие годы