Походы по Крыму

3. Поход с ночевкой по Крыму: горы Северная и Южная Демерджи

Автор: Илья Клычев

Поход с ночевкой по Крыму: горы Северная и Южная Демерджи

Наш поход на гору Демерджи с ночевкой переносился из-за дождя - погода в последние пару лет сильно переменчива, поэтому вышли в путь мы на день позже. И нужно сказать, что повезло, так как ливень был достаточно сильным, а вот на дату выхода была облачность, но без дождя, ближе ко второй половине дня облака и вовсе разошлись. Маршрут на Демерджи с ночевкой мы построили, можно сказать, эталонный, начав с Ангарского перевала. Я переживал, что дожд, который лил днём ранее, размыл в лесу все тропы, но оказалось вполне терпимо, сильно не скользили. Разве что было много росы и влажности.

Нитка маршрута на гору Демерджи: Ангарский перевал - Кудрявая Марья - Лысый Иван - Пещера МАН - Демерджи Яйла - Седловина - Стоянка Джурла - Вершина Юж. Демерджи (ночевка) - Аленга - Долина привидений - Лучистое

В поход пошли с ребятами, которых я уже водил на однодневную экскурсию по Южной Демерджи, поэтому больший упор я делал на те места, которые мы ещё не смотрели, и конечно на нашу основную цель - переночевать на горе Демерджи с красивыми видами, закатом и рассветом.

Подъем с Ангарского перевала на Лысого Ивана

В начале пути было мгновение, когда казалось, что вот-вот зарядит дождь, слышались раскаты грома, но удача от нас не отвернулась, и гроза прошла стороной. Только вот вся дорога до подъема к пещере МАН была в тумане, лишь изредко он рассеивался, позволяя окинуть взором местные красоты.

Буковый лес у горы Демерджи
Таинтсвенный лес в походе по Крыму к горе Демерджи
Скалы Козырек из тумана - вид с Кудрявой Марьи
Поход по Кудрявой Марьи с Ангарского перевала

На Марье (Эльх-Кая) мы встретили заблудившихся туристов без навигатора, которые непонятно куда шли. Объяснил им, как проще выйти на дорогу, с которой можно подняться к пещере и Северной Демерджи, либо спуститься на Ангарский перевал. Видели их потом поднимающимися с Яйлы на Северную вершину горы Демерджи. Без подготовки и навигации, в тумане они шли до Лучистого и хотели еще посетить Южную Демерджи и Долину привидений, а это - 20 км маршрута. Однако позже их уже не встречали - возможно, ребята свернули раньше в сторону поселка.

На горе Кудрявая Марья у Демерджи Яйлы в тумане
Туристы в походе по Крыму на Кудрявой Марье

Мы же с рюкзаками дошли по туману и росе к перевалу МАН, где спрятали рюкзаки и налегке поднялись на Лысого Ивана (Пахкал-Кая). Бурная растительность высится там почти по пояс. В тумане дальше 20-40 метров ничего не видно, поэтому спустились обратно к перевалу и начали подъем к пещере.

Подъем на гору Лысый Иван в тумане
Поход на гору Лысый Иван у Демерджи

Пещера Ман в Крыму у горы Демерджи

Сама пещера МАН открыта в прошлом столетии школьниками из археологического кружка Малой Академии Наук. Основная зала в длину около 30 метров, в конце неё есть колодец, ведущий в дополнительный зал.

Поход на гору Демерджи - подъем к пещере МАН
Туристы в походе по Крыму поднимаются с перевала к пещере МАН
Тропа на Демерджи Яйлу от пещеры МАН
Красивая тропа от перевала МАН на яйлу

С туристами мы посещаем только первый зал, до второго без снаряжения не добраться. К пещере ведет по краю обрыва тропинка, петляя меж невысокой растительности, с видами на Лысого Ивана и горный массив Чатыр-Даг.

Лысый Иван в тумане и облаках
гора Лысый Иван в походе по Крыму

В нашем случае он был весь в тумане и лишь изредка открывал свои покатые, темные склоны через проталины облаков. Вовсю уже растет лимонник, зацвел и Крымский Эделвейс - Ясколка Биберштейна.

Цветочные поляны на горе Демерджи - Ясколка Биберштейна
Разнотравья не горе Демерджи в Крыму

На яйле, словно волнами, уходит цветение к вершине горы, на которой стоят два ретранслятора радиосигнала, издали похожие то ли на кресты, то ли на большие стулья для небесных исполинов, отдыхающих на вершинах гор.

Демерджи Яйла и вершина Северной Демерджи

Поднявшись на Яйлу, мы обнаружили табун лошадей и конечно решили сделать привал с перекусом, даже успели пофотографироваться. Аня по такому случаю надела платье, но лошади постоянно убегали от нас. Впрочем, пару кадров сделать все-таки получилось. Лошади сюад приходят с местных конных клубов, расположенных вдоль дороги на Лучистое и в самом поселке.

Туристы фотографируются с лошадьми на горе Демерджи
Лошади и туристы в походе по Крыму на горе Демерджи
Табун лошадей пасется на Демерджи Яйле в Крыму
Лошади позируют на горе Демерджи

Перекусив, мы вышли на скалу Сарпа-Кая (Козырек) и спустились к тропе, ведущей траверсом вдоль западного склона Северной Демерджи к перевалу Джурла (седловина между Северной и Южной Демерджи). Погода стояла восхитительная, на тропе нам опять повезло, и мы встретили Крымскую Жужжелицу, которая спешила по своим делам и совершенно не хотела сидеть у Ани на ладони, постоянно спрыгивая на землю. Не стали ее задерживать и пошли дальше по маршруту, любуясь открывающимися из-за облаков пейзажами.

Перекус в пешем походе по Крыму на горе Демерджи
Перекус на Демерджи Яйле в походе по горам Крыма

Стоянка Джурла и Южная Демерджи

Чтобы не ходить одними и теми же тропами, мы повернули к роднику для набора воды и решили подниматься к вершине Южной Демерджи уже по дороге со стороны водопада Джурла, которая выводит нас к вершине, немного обогнув склон с востока. Так как на вершине родников нет, мы залили водой все свои бутыли и ещё в дополнительную 5-литровую. Если раньше поход, можно сказать, шел налегке, то теперь дополнительно я нес около 6кг воды, и в гору было идти заметно сложнее.

Подъем с Джурлы на вершину Южной Демерджи с видом на Юркины скалы
Туристы идут на вершину горы Демерджи со стоянки Джурла

Сам поход и по километражу, и по времени был рассчитан таким образом, чтобы к стоянке мы пришли около 5-6 часов вечера. Так у нас остается достаточно времени до заката, чтобы передохнуть, перекусить, выпить чаю и приготовить ужин.

Армия скал - смотровая площадка у вершины горы Демерджи
Скалы Демерджи как из фильма Аватар
Долина привидений с вершины горы Демерджи
Вид на Долине привидений в тумане с горы Демерджи

На смотровой площадке с вершины открываются восхитительные виды. К сожалению, большая и серая туча закрыла нам вид на закат, лишь рассеянные лучи солнца пробивались через толщи облаков. Самого солнца, садящегося за Чатыр-Даг, мы так и не увидели, но нас это нисколько не расстроило, ведь мы и так находились в поистине удивительном месте, среди цветов и отвестных скал.

Крымский Эделвейс - Ясколка Биберштейна
Цветы на Южной Демерджи в пешем походе по Крыму
Каменный хаос у горы Демерджи и поселка Лучистое
Вид Каменный хаос у горы Демерджи

Ночевка на вершине Демерджи у скалистых обрывов

На всем нашем пути попался только один клещ, достаточно большой. Заметили его совершенно случайно: пока Аня крепко держала телефон в руках, снимая таймлапс, попросила меня согнать с её руки надоедливую мошку. Но опасаться надо было не мошки - тут я заметил хитрого паразита, притаившегося на одежде, и поспешно скинул его со скал.

Гора Аленга на фоне Армии скал у Южной Демерджи
Гора Аленга в тумане
Строительство поселка Лучи у горы Демерджи
Поселок под горой Демерджи

После заката начало заметно темнеть, и температура стремительно падала, пришлось надевать теплые кофты. Приготовили ужин, наше фирменное с Аней блюдо - гречка с фасолью и сосисками, а до этого был перекус в виде летнего салата с огурцами, помидорами, салатными листьями, зеленью, чесноком и гренками. Чай же сделали из собранных рядом душистых трав.

Вид на Северную Демерджи в туманном закате
Закатные краски на Северной Демерджи в походе по горам Крыма

Ночью температура опустилась примерно до 10 градусов тепла. Так как мы стояли в низине, была сильная влажность. В два часа ночи я проснулся от шума, думал, лиса пытается украсть наши припасы, которые мы попрятали в рюкзаки и тамбур. Я вылез посмотреть, кто там балагурит, но увидел лишь убегающий от меня черный силуэт вроде как небольшой собаки. Помня, как в Лисьей бухте я перепутал кота с куницей, утверждать, что это была точно собака, не решаюсь. Я попробовал ее позвать, но никто так и не пришел на мой зов. Туристы же мои спали без задних ног, что обычно странно, ведь новички в походе просыпаются от любого шороха. Как на них покушались ночью дикие шакалы, я рассказывал уже с утра.

Встреча рассвета на вершине горы Демерджи

Рассвет сейчас где-то в районе 4:45 мы еле успели подняться к вершине, а солнце уже показывалась с восточного Крыма. Для лучшего обзора вышли поближе к Харатан-Кая - одна из немногих встреч рассвета, которые я тут провожу, когда мы не идем на Аленгу.

Рассвет в Крыму на горе Демерджи
Рассвет на горе Демерджи с видом на восточный Крым
Рассветные краски на горе Демерджи в походе по Крыму
Солнце встает над восточным Крымом - вид с Демерджи
Пеший тур поход на рассвет на гору Демерджи

Оказывается, рядом с нами встречал рассвет один мой знакомый из Лучистого - Константин Аношин. Мы удачно с ним пересеклись, уже когда я готовил завтрак и чай у нашего места стоянки. После рассветы мы так и не ложились, готовили завтрак, а после собирали вещи.

Рассветные лучи солнца освещают горный массив Чатыр-Даг
Скалы Демерджи Армиси-Хаялары и горный массив Чатыр-Даг

Решили для экономии времени, чтобы успеть на автобус, попробовать спуститься через Солнечную поляну в районе Долины привидений почти напрямик к поселку. Тропа тут на спуск достаточно сложная, но и туристы мои уже не первый раз тут ходят. Сыпуна после дождя было значительно меньше, но все-таки лучше выбирать для спуска другие пути. На автобус в 10 часов мы успели, спуск занял по времени с нашей стоянки около 1 часа 45 минут, но лучше брать в запас около двух часов, так как на сложных участках не стоит торопиться, а тут они сплошь и рядом.

Поход прошел замечательно, было красиво, очень ярко и вкусно.

Походы по Крыму за предыдущие годы