Походы по Крыму

3. Автономный многодневный поход по Крыму с палатками: Лучистое - Морское

Автор: Илья Клычев

Автономный многодневный поход по Крыму с палатками: Лучистое - Морское

Мы с Аней прошли очень интересный многодневный поход по горам и перевалам восточного Крыма. В дополнение ко всему, сделали его автономным - другими словами, продуктами мы запаслись на старте маршрута на всю его длительность. Общая протяженность - 65 километров, мы прошли её с тремя ночевками, но пришлось остаться и на четвертую, так как из Морского, конечной точки маршрута, не так часто ездят автобусы, и билеты на данный день уже были раскуплены. Общий набор высоты - 3500 метров, что достаточно много для небольшого похода, но все тягости мы с лихвой окупили нашими приключениями и прекрасной природой Крыма.

Описание похода по Крыму по маршруту Лучистое - Морское

Нитка маршрута: Лучистое - Джурла - Диплис - Перья Хапхала (1 ночевка, 9.2км, 936 метров подъема) - Тырке Яйла - Верхнее плато Караби - горный массив Караби (2 ночевка, 29.1 км, 1077 м. подъема) - Перевал Чигенитра - Проход Большие ворота - Перевал Узкие ворота - Перевал Каллистон - Перевал Алакат - Нижний Кок-Асан - Верхний Кок-Асан - Перевал Горуча (3 ночевка, 47.1 км, 1064 м. подъема) - Водопад Душ - Арпатские водопады - Озеро Панагия - Зеленогорье - Чобан-Куле - Морское - Урочище Аунлар (4 ночевка, 64.5 км, 388 м. подъема) - Автостанция Морское

Маршрут похода на карте Крыма - скриншот с сервиса nakarte.me
Карта маршрута похода по Крыму

Поход был проложен таким образом, чтобы захватить те места, по которым я еще не ходил, исследовать источники воды на маршруте, понять сложность переходов и перевалов, разведать возможные стоянки помимо "официальных", общепринятых. Изначально маршрут я составлял, исходя из наличия родников. На Караби и дальше с ними есть большие проблемы, нужно было знать наверняка, что вода на ночевках будет, либо понимать, сколько литров нужно нести с собой и как долго, чтобы без проблем переночевать. Узким местом без воды было ущелье и перевал Чигенитра - здесь предстояло либо спускаться к колодцу, либо совсем ниже к стоянке, где есть источник, но мы предполагали идти по верху, да и из колодца брать воду не хотелось.

Турклуб Туда-Сюда в пешем автономном походе по Крыму
Туристы в пешем походе по горному Крыму

Из еды мы взяли гречневую кашу, ее нам хватило бы на 3 раза, но решили разнообразить меню дошираками и взяли их 6 пачек. На завтрак брали овсянку, но ели ее мало и потом уже из 400 грамм высыпали половину, так как ее оказалось слишком много на двоих. Большой пачки печенья "Мечта Султана" хватило на четыре дня похода, это было нашей главной "вкусняшкой" к чаю. Купили также гороховый суп в пакетике, но только потом увидели, что варится он 40 минут, мы бы потратили на него весь наш газ, так что готовить не стали. С собой брали половину газового баллона 230 грамм, которого хватило прямо впритык на ужин последнего дня. 5 помидорок добавляли к гречке и лапше, пачки 400 грамм сосисок хватило на два ужина и перекус - боялись оставлять в жару на большее время. Брали чай, но в основном пили компоты из собранных по пути фруктов и ягод, а вместо сахара использовали заменитель. 4 пачки сухариков съели на перекусах, хотя планировали добавлять в гороховый суп или дошираки. Двух пачек семечек хватило на пару дней, они помогали скоротать долгие переходы и приятно дополняли созерцания звёзд. Две пачки капучино отлично подошли для перекусов. На первые два дня взяли ещё кетчуп из дома, чтобы съесть с гречкой и сосисками.

Снаряжение, которое мы использовали в походе по Крыму

Из снаряжения для треккинга по Крыму у нас была полутора местная палатка 1.5 кг, рюкзаки, коврики, спальники летние - на случай, если будет холодно, просто решили одеться, но ночью это оказалось сложно в сонном состоянии. Взяли на каждого по две пустые бутылки 1.5 литра, чтобы наполнять на переходах или ночевках. Решили не брать 5-литровую бутылку, так как нести её может только один человек, это было бы тяжело и не удобно. Из одежды взяли по 3 футболки каждый, Аня брала еще и платье для фотосессии в горах. Конечно, треккинговые палки и треккинговые кроссовки, на этом маршруте они нам очень помогли. Брали дождевики, но они не пригодились. На двоих было достаточно маленького котелка меньше литра. Не забыли и аптечку, хорошо, что не пригодилась. В целом, вот весь наш скарб.

Что можно было бы улучшить в маршруте?

Длинные спуски и подъемы по лесу достаточно однообразны, скучны и частично сложны, обязательно нужно пересмотреть маршрут в сторону уменьшения общего набора высоты за весь поход, 3500 метров мы прошли за 3 суток. Подъемы в день стараться снизить до 700 метров. Источников в августе на маршруте было достаточно, все основные на стоянках работают, и часть тех, в которых я был не уверен, например родник им. Белянского (Тырхалу Верхний).

Что запомнилось в походе по Крыму?

• Рой мух, который преследовал нас от Лучистого до Зеленогорья
  • Защита от мух с помощью баффа и палок
  • Поляны белых грибов
  • Грибной суп, который мы так и не решились приготовить
  • Семечки, которые помогают коротать время
  • Скалы из Игры Престолов на Перьях Хапхала
  • Фотосессия на Перьях Хапхала и плато Караби
  • Звездное небо и звездопад в Крыму
  • Приключения Илюхи, зайца и совы на Караби
  • Ущелья у Арпатских водопадов, в которых мы купались
  • Проходили в день по 20 километров
  • В лесу много запахов падали
  • Мусор из консервных банок на стоянках
  • Мылись из родника в холодной воде
  • Очень мало людей, встречали только грибников
  • Фрукты и ягоды, из которых мы делали компот
  • Печенье, которого хватило на три дня

Описание похода по Крыму: Лучистое - Морское по дням

1 день похода, 28-29 августа, Лучистое - Перья Хапхала, ~10км

Старт маршрута у нас идет от поселка Лучистое, но можно было начать и с Ангарского перевала, например, либо подняться по Курлюк-Су. Лучистое мы выбрали, потому что в планах у нас была большая фотосъемка, и стоило уделить этому процессу достаточно много времени, да и к тому же пройти все Перья, посмотреть красоту, которая открывается на восточной оконечности Демерджи-Яйлы. На все это нужно много времени и сил, поэтому был выбран достаточно короткий и простой маршрут для подъема.

В сам поселок мы приехали на автобусе из Алушты, где закупили провизию на весь поход, чтобы пройти его автономно. Изначально мы планировали провести 5 ночевок, но в итоге, за счет вечно назойливых мух, пробежали маршрут с 4 ночевками, потому что вплоть до самого вечера мухи не давали нам покоя, липли на лицо, залетали в глаза, рот и нос, и только к 19 часам их активность спадала, и можно было спокойно вставать на ночь. Такая ситуация с мухами продолжалась до Арпатских водопадов, а на побережье этой проблемы уже не было.

В Лучистом мы еще раз зашли в магазин, докупили помидоры и взяли несколько пачек семечек. Помидоры брали сорта сливка (5 штучек) - они достаточно плотные и следовательно живучие. Один раз добавляли их в гречку, второй - нарезали вприкуску к лапше.

Ручей и река Едыфлер на Коровьей тропе у Южной Демерджи
Горный ручей в горах Крыма

Из Лучистого мы вышли на Коровью тропу. На открытом солнце было безумно жарко, и попасть наконец в тень букового леса нам было за счастье, но именно здесь вовсю начала летать мошкара. Воды взяли с собой по половине литра, и еще по две бутылки на человека 1.5 литра, чтобы залить их на ручье из Арабского источника и выйти уже с водой на Диплис, откуда рукой подать до Перьев Хапхала, где у нас и планировалась ночевка.

Привал на Коровьей тропе в многодневном автономном походе по Крыму
Привал на тропе в пешем походе по горам Крыма

Ручей из источников оказался со взвесью, по вкусу и запаху отдает сероводородом. Наливали мы воду у Джурлы, сам источник значительно выше. Очень переживали за качество воды, ведь костры мы не разжигаем, а на горелке сильно не прокипятишь, поэтому пили сырую. Подливало масло в огонь то, что рядом с ручьем сильно пахло падалью, и мы поднялись немного дальше, чтобы набрать чистой воды.

У Джурлы вовсю спеет алыча, здесь, в небольшой купели чуть выше основного водопада, мы искупались после жаркого перехода. А на Коровьей тропе созревает Шайтанова-ягода - кизил, местами он уже сладкий, местами еще кислый, и так уже несколько недель. Самый сладкий кизил, который нам попадался, был на спуске от перевала Горуча к водопаду Душ и Зеленогорью. Его мы ели и так, и добавляли в компот. Везде растет терн, дикие яблоки и груши, но самый вкусный компот у нас получился из ежевики, которую Аня насобирала на перевале Алакат. А вот чай, который взяли с собой, нам не пригодился, пили исключительно компот.

Купель у водопада Джурла скрытая за алычей
Водопад Джурла и ванна в его верховье

После Джурлы уже начинается хороший подъем, и тут мы обнаруживаем поляну различных грибов, в том числе белых и сыроежек. В последствии грибов оказалось очень много, особенно в лесу к Восточному Суату. Но я не очень в грибах разбираюсь, да и готовить без костра и большого котелка не получилось бы. Прошу вас подсказать, что за грибы изображены на фотографиях и можно ли их есть? А если еще и рецепт в походных условиях расскажете, было бы просто замечательно.

Подъем от водопада Джурла к горе Базарбай
Туристка поднимается к горе Базарбай в Крыму

Собирать грибы мы не стали, хотя сильно облизывались, зато устроили грибную фотосессию. Очень удачно падало солнышко через буковые листочки, и мы на корточках тут провели не менее 30-40 минут, пытаясь сделать хорошие кадры. Кстати, грибы иногда попадались просто огромнейших размеров.

Белые грибы в лесу которые мы встретили в походе
Белые грибы в горах и лесах Крыма
Большие сыроежки в лесах Крыма
Сыроежки которые мы встретили в многодневном походе по горым Крыма
Гриб с красной ножкой в Крыму возможно сатанинский гриб
Какие грибы можно увидеть в Крыму
Гриб на моховой поляне при подъеме от водопада Джурла
Грибы у водопада Джурла
Гриб моховик у ручья возле водопада Джурла
Белый гриб с листочком на грибной поляне у водопада Джурла
Красивая фотография гриба в Крыму
Грибы у водопада Джурла
Красивая фотография семейства грибов в Крыму

Дальше выходим к Базарбаю, по левую руку гряда - гора Байрак-Хая, позади остается средняя Джурла, седловина Южной и Северной Демерджи, сама Южная Демержи с видом на Алушту и Юркины Скалы. Теперь самая сложная часть данного маршрута, это подъем на Демерджи-Яйлу, само плато и выход к горе Диплис. Конечно, подъем не категорийный, но с нашим весом рюкзаков и объёмом воды мы все-таки немного устали. Здесь в лесу снова растут грибы, даже на деревьях, я успел их сфотографировать - видимо, грибники, которые тут периодически орудуют, уже через неделю их собрали. Фото, мне кажется, получилось очень удачным.

Юркины скалы на Демерджи-Яйле
Скалы на южный обрывах Демерджи-Яйлы
Буковые орешки в горно-лесной зоне Крыма
Буковые орешки в походе по горному Крыму

И вот наконец мы поднимаемся на вершину горы Диплис. Здесь установлена триангуляционная вышка, пейзажи фантастические, и чем ближе к Перьям, тем они удивительнее. Хочется приходить сюда писать картины, я уверен, здесь творческих людей обязательно должна посещать Муза.

Подъем на вершину горы Диплис с водопада Джурла
Подъем на гору Диплис и Демерджи-Яйлу
Плато Демерджи-Яйла у горы Диплис и Перьев Хапхала
Плато на Демерджи-Яйле у горы Диплис
Туристка в платье в горах Крыма - Анна Неймышева
Инструктор Анна в платье в горах Крыма у Перьев Хапхала

Мы скидываем вещи на стоянке и идем осматривать достопримечательности, палатку не ставим - слишком много мух, да и отдыхать сложно, нужно двигаться. Зато обошли смотровые площадки, а уже к вечеру мухи успокоились, и мы смогли разбить наш маленький лагерь и поужинать гречкой с сосисками, приготовили компот и даже погрызли семечки. А когда стемнело, любовались созвездиями и Млечным путем, раскинувшимся во всю ширину небосвода.

Анна инструктор Туда-Сюда в походе по горному Крыму у Перьев Хапхала
Скалы в горах Крыма
Сосны растут на перьях Хапхала у Демерджи-Яйлы
В походе по Крыму на Перья Хапхала

Я брал небольшой штатив, и нам получилось сделать несколько фотографий со звездами, однако практика и опыт подобной фотографии под забылся, и уже потом я понял некоторые ошибки при съемке. Ну ничего, еще успею наснимать.

Ночная съемка млечного пути на Перьях Хапхала
Человек с фонариком на фоне звезд

К вечеру поднялся небольшой ветер, и Аня закуталась во все свои одежды, а мне было комфортно. Эта ночь была самой холодной за весь поход, а наши летние спальники на +20 комфорта еле справлялись с температурой. Аня подмерзала, но отказывалась одеваться, ленилась и страдала. В итоге, я был вжат в стенку палатки, так как служил обогревателем для своей звезды.

2 день похода, 29-30 августа, Перья Хапхала - Верховья Чигенитры плато Караби, ~20км

Ночь была достаточно беспокойной, Аня несколько раз вскакивала от того, что ей снились жуткие сны, а потом долго ворочалась, мерзла и прижималась, в общем, спал я крайне плохо, в отличие от спутницы. При этом мы всё равно проснулись на рассвете,но, к сожалению, в этот раз он не сильно порадовал своими красками. Немного поснимав, мы попробовали еще немного вздремнуть, но примерно к семи часам проснулся рой мух и мы решили, что лучше бы нам побыстрее позавтракать и отправиться дальше в путь.

Горные астры на рассвете на плато Демерджи у Перьев Хапхала
Цветы на рассвете в пешем походе по Крыму
Цветы на рассвете в пешем походе по горному Крыму
Солнечные лучи на горных астрах на рассвете
Ночевка у Перьев Хапхала в Крыму
Туристическая палатка на Демерджи-Яйле у Перьев Хапхала
Рассвет в горах Крыма у Перьев Хапхала
Скалы на рассвете в пешем походе по Крыму
Туристка Анна Неймышева на Перьях Хапхала в пешем походе по горному Крыму
Турист на скалах у Демерджи-Яйлы
Рассвет в многодневном походе по Крыму на Перьях Хапхала
Встреча рассвета в походе по Крыму

На завтрак приготовили овсянку и быстро собрались. Несмотря на то, что в предрассветное время было прохладно, как только выглянуло солнце, воздух прогрелся моментально. Перед выходом мы немного фотографировали еще перья Хапхала и сделали пару снимков в платье.

Крымский Лимонник - Татар-Чай для заваривания
Трава лимонник для заваривания чая в Крыму

Дальнейший путь шел через высокие заросли травы. В конце августа клещей уже не было, не видели ни одного, но опасались. Вместо клещей у нас были назойливые мухи, а когда мы заходили в лес, то к ним присоединялась "лосиная блоха" - вот эта уже может кусать, да так, что чесаться будешь потом весь поход и неделю после. Плюс заползать они могут во все потаенные места на человеческом теле.

Скалы и сосны на рассвете на Перьях Хапхала
Встреча рассвета в походе по Крыму на Перьях Хапхала
Утро на Перьях Хапхала в Крыму
Склоны Демерджи-Яйлы у Перьев Хапхала

Хапхал великолепен, с недавнего времени это мое любимое место в Крыму, а главное, тут практически нет туристов. Сейчас в моем рейтинге он на первом месте, и Демерджи меня не устает баловать своей красотой. Тут хочется встретить золотую осень. Я представляю, насколько восхитительно выглядят скалы, покрытые желто-красной листвой в облаках и тумане. Но конечно осенью будет уже значительно прохладнее, да и без ветра не обойтись.

Скалы у Хапхала у Стол-гора в пешем походе по Крыму
Демерджи-Яйла и Стол-гора в походе по Крыму
Туристка в платье позирует на фотосессии у Перьев Хапхала
Пеший поход по горым Крыма в платье

После съемок мы вышли к Стол-горе, но каким-то образом не пошли вдоль обрыва в сторону Хапхала и поселка Генералькое, а углубились, и по сути обошли это небольшое плато. Дальше нас ждал перевал Таш-Хабах Западный и спуск к стоянке Восточный Суат, где из источника мы и планировали дополнить полностью наши запасы воды и идти дальше. Плановая ночевка предполагалась по километражу у Такья-Тепе. Повсюду в этих местах растут грибы, и белые в том числе, у источника Суат, рядом со стоянкой, их очень много. Также тут повсюду чувствуется запах падали, везде в лесу, вплоть до Верхнего Кок-Асана, он нас преследовал.

Гора Ликон с Караби-Яйлы в пешем походе по Крыму
Горные пейзажи в походе по Крыму

Стоянка очень известная и популярная, к сожалению, мы видели тут просто горы консервных банок и использованных газовых баллонов, частично уже сгнивших, но очень много недавно обожженных. Останавливаться на стоянке не стали - много мух, да и по времени тут были около 14 часов, солнце еще высоко, и решили продолжать путь. И дальше нас ждал подъем на плато Караби. Раньше с группой мы выходили на него через стоянку Ай-Алексий, и оттуда места уже знакомые. С водой стало заметно тяжелее идти и подниматься, однако нас опять мотивировали назойливые мухи, которые не давали и минутки отдыха, так что мы нигде сильно не задерживались и в этот день прошли больше 20 км.

Мусор из консервных банок в Крыму у стоянки Восточный Суат
Консервные банки на стоянках Крыма

Была надежда, что на открытом плато Караби будет ветер, и мы немного отдохнем от роя, но, к сожалению, на Такья-Тепе стало понятно, что придется идти дальше. Аня была на грани ярости от таких спутников и кидала в сторону мух свои проклятья. Но деваться некуда, спускаемся уже на само плато и топаем в сторону Чигенитры. Тут мы еще не знали, где остановимся, постепенно время близилось к закату. В какой-то момент начали искать место под палатку на обрывистых склонах, но Аня увидела белую беседку вдалеке, было логично переночевать в месте, где есть стол и удобные скамейки. Пока Аня бежала к финишу этого дня, я прошелся по склону и фотографировал его в лучах заката.

Туристка устала на привале отдыхает у горы Такья-Тепе при переходе через плато Караби
Туристка отдыхает на привале в походе по Крыму
Нижнее плато Караби в походе по Восточному Крыму
Плато Караби в пешем многодневном походе по горам Крыма
Горные отроги плато Караби на закате
Закат у плато Караби
Уходящий вдаль турист рядом с перевалом Чигенитра-богаз
Плато Караби рядом с перевалом Чигенитра-богаз
Туристка Анна Неймышева на плато Караби
Турист на плато Караби в пешем походе по горам Крыма
Турист на фоне горы Такья-Тепе плато Караби в пешем многодневном походе по Крыму

Какого же было мое удивление, когда, дойдя до предполагаемого места ночевки, меня ждала такая красота. Конечно, мы из последних на этот день сил провели небольшую фотосессию в закатных лучах уходящего дня. Результатом остались довольны, мухи уже нас не донимали, приготовили ужин, и при наступлении темноты даже ветер стих, стало так уютно.

Фотосессия в походе по Крыму на плато Караби у Чигенитра-Богаз
Фотосессия в горах Крыма
Фотосессия в походе по Крыму на закате
Скалы на обрывах у плато Караби
Скалы на обрывах плато Караби на закате в Крыму
Скалы на обрывах у плато Караби у перевала Чигенитра-Богаз на закате

В какой то момент я вспомнил, что тут могут быть и лисы, и чтобы быть во всеоружии, решил проверить, кто за нами наблюдает. И как только я включил фонарик, сразу же в луч света попал зайчишка. Я достал камеру и побежал за ним, снимать видео. Однако, как оказалось, я не был готов к последствиям своего поступка - никогда не нужно забывать, что мы, по сути, находимся в дикой природе. Зайчишка все дальше убегал от меня по плато, я радостный бежал за ним, и когда зайка все-таки спрятался в кустах, а я пытался найти его лучом своего фонаря, краем глаза я заметил пикирующую на меня тень. Судя по всему, это была сова или филин - большие крылья, но главное, что махал он ими совершенно беззвучно. Я просто заметил приближающийся ко мне силуэт. И когда тот был уже практически надо мной, я понял, что сейчас произойдет битва человека и птицы. Честно говоря, я не был уверен в своих силах, да и не хотелось ощущать на своих руках крепкие когти совы. Быстро смекнул, что сова, видимо, охотилась на зайца, которого я освещал фонарем, и когда тот убежал, полетела на свет фонаря. Видимо, ослепленная не совсем видела, на кого подняла свой хвост. Поэтому я прикрыл свет фонаря рукой, чтобы птица смогла различить мой силуэт, и на французский манер обратился к даме: "Пардон, мадам, куда вы так быстро летите? Не стоит ли вам возвратиться восвояси?".

Звездная ночь в пешем походе по Крыму на плато Караби
Сказочная звездная ночь в походе

И за пару метров от места схватки, когда я уже начал прятать кисти рук в рукава от цепких птичьих когтей, она разобрала мой "французский", развернулась и очень быстро удалилась. Вообще, как я понял, животные очень хорошо понимают "французский". Возможно, интонацию улавливают, уже не в первый раз, общаясь на этом языке с животным миром, замечаю, что меня все понимают после непродолжительной словесной тирады и больше не возвращаются. Я немного схватил адреналина, было бы, конечно, что рассказать, если бы всё-таки пришлось вступить в битву. На мой французский подошла mon cher Аннет, которая пропустила всю драму и даже сначала не поверила, что я был на волосок от схватки с тысячами разъяренных птиц.

На самом деле, я очень рад, что зайка убежал, было бы эпично заснять, как сова утаскивает зайца, но никак не хотелось быть этому виной. А над нами все так же раскидывалось звездное небо. Сделал пару кадров в ночи, но сил заниматься съемкой больше не было совсем. Была теплая комфортная ночь, выспались, отдохнули.

3 день похода, 30-31 августа, Верховья Чигенитры плато Караби - перевал Горуча, ~20км

На рассвете было достаточно холодно, закутался во все свои наряды и пошел фотографировать, но горы вдоль ущелья Чигенитра закрывали ранний восход солнца, и пришлось ложиться досыпать в палатку.

Палатка на рассвете над перевалом Чигенитра-Богаз
Палатка на рассвете в пешем походе по горам Крыма

Следующий переход мне был не знаком, поэтому я надеялся, что нам хватит воды. В этот раз мы даже не стали завтракать и готовить чай, решили экономить до любого родника. На самом деле зря, уже после перевала Большие ворота, а потом и Узкие ворота был родник Тырхалу-Дере, из которого тонкой струйкой шла вода. Тут мы и позавтракали - выпили капучино, закусывая печеньем. Тут дорога идет траверсом, так мы обогнули гору Хриколь и вышли на перевал Каллистон.

Перевал Большие ворота на плато Караби в горах Крыма
Горный перевал в походе по Крыму
Перевал Узкие ворота в пешем походе по Крыму
Смотровая площадка не село Приветное
Виды с гор в походе по Крыму
Перевал Каллистон в пешем походе по Восточному Крыму
Пеший поход по Крыму у перевала Каллистон
Хапузианин-каясы хребет в Крыму
Горный хребе в горах восточного Крыма
Гора Перья Караби - Ташли Тогай
Горные пики скал у плато Караби

Далее было несколько вариантов пути, которые, судя по maps.me, имели примерно одинаковый набор высоты и километраж, поэтому мы решили пойти к роднику Верес-Чокрак. При подготовке к походу читал, что в нем была вода, но путь туда оказался достаточно тернист, спуск по сыпуну достаточно продолжительный, но наградой служила чистая вода. Здесь мы не только ещё раз перекусили, но и, полностью раздевшись, помылись. Пусть вода и холодная, но как же приятно смыть с себя усталость, пот, и les mouches maudites (проклятых мух) и лосиных блох.

Гора Куроча у Зеленогоря в пешем походе с палаткой по Крыму
Гора Куроча у Зеленогоря
Шабладын-Кая гора у поселка Приветное в Крыму
Шабладын-Кая у Приветного

А потом снова подъем к перевалу Алакат, и дальше снова спуск, лес, мухи, запах падали. Родники уже ближе к стоянке Нижний Кок-Асан, достаточно много воды, сама стоянка хорошо облагорожена. На входе встретили, судя по всему, лесников, я как приличный человек поздоровался, немного боялся, что нас могут завернуть по причине закрытости лесов, но те лишь спросили, откуда и куда идем. Кстати, тут уже все очень хорошо маркировано вплоть до Верхнего Кок-Асана.

Подъем к верховью средней сложности, но мухи сильно усложняли путь. Мы цепляли "бафф" на голову, закрывая лицо от шеи до носа, а Аня и вовсе надела его на глаза и шла практически на ощупь. В этих местах на стоянках памятники партизанам, я читал перед походом, что на Караби были ожесточенные бои, а местные сказали, что это не просто памятники, а братские захоронения партизан. Итого, мы встретили три памятника - на Восточном Суате, на Нижнем и Верхнем Кок-Асане.

Памятник партизанам Крыма к 85 летию Победы ВОВ
Памятник ВОВ в горах Крыма

Опять идем очень много, и снова нельзя останавливаться. У Ани уже кончились моральные и физические силы. Мы налили воды, и я всю её взял себе, чтобы Ане было проще идти. Сделали стоянку и перекусили у родника Павло Чокрак в верховьях реки Кучук-Карасу. Хотели даже приготовить суп, но было мало газа, да и, как в итоге оказалось, пакетик, который мы взяли, нужно было готовить в течение получаса на огне, поэтому весь поход мы его зря несли, недосмотрели.

На верхнем Кок-Асане не стали задерживаться, потому что стоянка закрытая, видов нет, вокруг лес и немного видно горы. Хотя после памятника и была хорошая и красивая стоянка у груши, где были не только лавочки, но и стол, посмотрев на навигатор, я понял, что до перевала практически подать рукой, нужно только убедить Аню приложить еще немного усилий, ведь обычно с перевала как раз и открываются интересные виды. Ну, а с Зеленогорьем я знаком, и очень мне хотелось увидеть окрестности с высоты.

Гора Куроча в Зеленорье вид с перевала Горуча
Вид с перевала Горуча на гору Куроча
Пеший многодневный поход по Крыму - туристка на перевале Горуча
Смотровая площадка у перевала Горуча

Вышли на перевал Горуча и немного спустились на смотровую площадку с видом на урочище Панагия, гору Куроча и Ашага-Чулах-Кая. Очень хотелось тут радиально погулять, но сил совсем не было, решил, что возможно на рассвете попробую их найти. Тут мы много отдыхали, здесь ловит интернет, и уже чувствовался запах цивилизации и магазинов. После того, как мухи заснули, мы сделали ужин и снова компот из яблок, терна и кизила, а потом, даже не дождавшись темноты, просто вырубились в палатке крепким сном.

4 день похода, 31 августа - 1 сентября, Перевал Горуча - Морское, ~20 км

На утро я отключил будильник - сил встречать рассвет и куда-то идти совсем не было, выспались. Тут я в очередной раз пожалел, что не взял с собой кофе, очень с утра сложно взбодриться, идешь, как пьяный, чувствуется накопленная усталость, а вместе с ней самый опасный враг - это лень. Лень совершать новые приключения, и именно эта лень не позволила мне походить с утра по местным хребтам, поэтому я проспал все на свете, а с утра мы просто собрались и начали спускаться к водопадам. Я, конечно, не сильно расстроился, тут нужно ходить под вечер, и утренняя съемка, в любом случае, мне была не интересна, поэтому я оставил сие мероприятие до следующего раза, чтобы уже возможно одному посетить эти места вновь и полностью посвятить себя фотографии.

Спуск сложный, сыпучий, нужно идти зигзагом, по основной тропе можно запросто упасть, но тропа не продолжительная. И вот, мы уже выходим к водопаду Душ. Тут ходят туристы, которые удивляются нашему виду, а мы, раздевшись, ныряем в падающие воды и около 40 минут купаемся и делаем фотографии. Дальше, спускаясь вниз по течению, мы обнаруживаем и купель-бассейн, в которой тоже купаемся. При выходе к поселку заходим на горное озеро Панагия, конечно купаемся, а в самом поселке заходим в магазин, едим мороженное, виноград, в общем, позволяем себе все, до чего тянется душа.

Арпатские водопады у Зеленогорья - водопад ДУШ
Водопад Душ у Зеленогоря
Бабочка на ноге у туристки у водопада Душ в Зеленорье
Бабочка на ноге в походе по Крыму
Горное озеро Панагия в Зеленогорье в Крыму
Бирюзовое горное озеро в Крыму

В этот день начинает меняться погода и мы даже подумали, что вскоре пойдет дождь. Было два варианта пути - идти через виноградники напрямик к Морскому, либо по трассе к Башенному мысу (Чобан-Куле), и оттуда так же по ровной дороге к Морскому. Выбрали второй путь, он значительно проще, пусть и длиннее. К Морскому нам было нужно попасть, чтобы купить билеты в Ялту, тут автобусы ходят 1-2 раза в день, и, как в итоге оказалось, на сегодня билетов не было. По сути, поход мы прошли за три дня, но решили не ловить попутки, а пойти купаться к морю. Взяли билеты на 6:25 утра, искупались, и недалеко от дороги встали с палаткой.

Самая жаркая ночь была у побережья, просто невыносимо жарко и душно, спали без спальников, а ночью не только полностью открыли дверь палатки, но и сняли верхний тент. Это немного помогло, иначе могли бы просто на собственном поту стечь в море. Остальную часть ночи спали спокойно.

Рассвет в Морском после окончания похода у моря в Крыму
Рассвет на Черном море в поселке Морское

С утра быстро собрались и отправились к остановке, встретили рассвет и, пока ждали автобус, купались. Поход получился очень классным, и вроде только пришли, но уже снова хочется в горы. Мы брали билеты до Ялты, но можно было взять до Алушты с пересадкой на Ялту, так как автобус стоит 40 минут в Алуште. За это время можно было пересесть на другую маршрутку и уже быть дома. Несмотря на серпантин, нас не укачало, но в себя мы приходили после похода несколько дней.

Походы по Крыму за предыдущие годы