Походы по Крыму

3. Поход через Чернореченский каньон и выход к Форосу

Автор: Илья Клычев

Поход через Чернореченский каньон и выход к Форосу

В Крым снова пришло лето, и, не смотря на конец сентября, температура поднималась до 30 градусов тепла. Мы не стали терять время и поехали с Аней в поход через Чернореченский каньон. В последний раз я проходил его много лет назад, а Аня ещё вообще там не бывала. По моим рассказам можно было подумать, что нас ждёт приятная прогулка с небольшими элементами безопасного лазания по камням. Так мы и рассчитывали его пройти вплоть до того момента, пока не застали переправу через реку разрушенной, и стали искать приключения и новые впечатления на свою пятую точку.

Туристка Анна на старте маршрута пешего похода у остановки Алсу
Начало маршрута пешего похода по Крыму у остановки Алсу
Содержание Отчета о походе по Крыму

Маршрут похода по Крыму через Чернореченский каньон

Мы долго выбирали, каким маршрутом пройтись в эти теплые деньки, и до последнего думали поехать на Демерджи, но так как я там ходил недавно, да и Аня бывала много раз, то уже подходя к автовокзалу в Ялте, решили ехать на Алсу, в Чернореченский каньон. Стоимость на двоих до остановки "Поворот на Алсу" вместе с багажом - 570 рублей. Время в пути - около полутора часов. Уже когда вышли из автобуса и прошли первые 100 метров, поняли, что неправильно подготовили туристическое снаряжение на этот поход.

Нитка маршрута похода: остановка Алсу - Чернореченский каньон - озеро Нижнее - Передовое - Подгорное - Календская тропа - Памятник партизанам - Байдаро-Кастропольская стена - Кильсе-Бурун - Форосский кант - Церковь Воскресения - остановка Форос

Карта маршрута похода по Крыму: Чернореченский каньон - Форос
Маршрут похода по Крыму с двумя ночевками на карте

Маршрут мы прошли за две ночевки и к вечеру третьего дня уже были в Ялте. Примерный километраж планировался до 15 км в день, но с крюком в первый день прошли около 20 км в Чернореченском каньоне. На маршруте можно было сделать дозакуп продуктов в селе Передовое, там же пополнить запас воды в автоматах по цене 4 рублей за литр. С выхода из каньона в Байдарскую долину и до поселка Передового мы доехали на автобусе, как и на следующий день от Передового до Подгорного, к входу на Календскую тропу. В каньоне есть родник в начале пути, около стоянки, следовательно проблем с водой у нас не было, и воду из самой реки мы не брали.

Погода в Крыму на конец сентября

Погода в Крыму на это время была отличная, жарко, даже ночью в каньоне было, мне кажется, больше 15 градусов. Мы открывали дверь палатки, чтобы было попрохладней спать. На протяжении всего нашего пути светило солнце, пригодились панамы, хотя не ожидали, что будет настолько жарко даже в горах, на высоте. Весь сентябрь в Крыму был холодный, и лишь в конце месяца на целую неделю случилось лето, это было настолько неожиданно, что мы немного перемудрили со снаряжением.

Туристическое снаряжение, которое мы использовали в походе

Несмотря на то, что внезапно пришло лето, по моим рассчетам в горах, особенно на высоте и в каньоне, должно было быть уже прохладно, поэтому мы и взяли теплые спальники на 0 градусов комфорта, нашу двухместную и двухслойную палатку, рюкзаки 60 литров, теплые куртки на вечер, термобельё и даже теплые шапки с перчатками. Нужно сказать сразу, что теплые вещи нам не пригодились, и, по сути, это был лишний вес. В каньоне было очень жарко, а вот на вторую ночевку у озера Нижнее стало заметно прохладнее, но куртки и теплые спальники всё равно можно было заменить на более лёгкое снаряжение. Ошиблись на 10 градусов, комфортно было бы взять что-нибудь в районе +5+10 градусов. Дождей также не было, но с учетом последних изменений в погоде мы на всякий случай брали дождевики. В остальном, все стандартно: газ, горелка, котелки и далее по списку.

Что мы брали из еды с собой в поход?

Еда у меня заранее была заготовлена на одиночный поход на несколько дней, но, так как пошли вдвоем, докупили ещё продуктов. Гречки взяли на два ужина, пару дошираков в виде пюре и лапши, сухарики, овсянку,помидоры "сливка", салатный перец, хлеб, петрушку, чай, специи и лимон. После прохождения Чернореченского каньоне, где мы испытали некоторые сложности, порадовали себя конфетами Птичье молоко, печеньками и даже взяли портвейн, так сказать, снять стресс от длительного и сложного перехода. В последнее время часто берем с собой семечки, их под вечер, либо на простых участках маршрута удобно щелкать для расслабления и небольшой "подзарядки". Помидоры "сливка" берем уже не в первый раз - они достаточно крепкие, не грозит случайно раздавить их в рюкзаке, и очень вкусные, как в добавление к дошикам или гречке, так и сами по себе, на перекус. Помидоры - около 30 рублей, перец - 50 рублей, дошираки - 27 рублей, халва - 52 рубля. На пробу взял пару пакетиков сухого пюре для растворения в кипятке, а к нему вприкуску взяли сухарики. В целом, не плохо, не голодали.

Чернореченский каньон в Крыму

Чернореченский каньон, его еще называют Изумрудным каньоном, считается одним из самых красивых и интересных мест для несложного треккинга по Крыму. Да, тут есть непростые участки, но в большинстве своем они не столько сложны, сколько многочисленны. Другими словами, к выходу из каньона появляется желание уже пойти наконец по прямой тропинке, без постоянных карабканий с рюкзаком по скалистым участкам. Вода в каньоне и правда имеет бирюзовые оттенки, а сам он является частью Байдарского заповедника, и большая его территория является санитарной зоной, где действуют достаточно строгие правила для путешественников. Так в каньоне нельзя разбивать лагерь - оставаться с палаткой на ночевку, разжигать костры, мусорить (что, казалось бы, должно быть повсеместно и понятно без напоминаний), а в условиях пожароопасного периода возможен и полный запрет на его посещение.

Изумрудная вода в Чернореченском каньоне Крыма

К сожалению, пройдя по каньону, мы увидели губительное влияние человека на природу Крыма. Не скажу, что мусора очень много, но периодически сталкивались с беспорядком, явно оставленным туристами: консервные банки, бутылки из-под воды, решетки для мангала и различный пластик. Ближе к Морозовке можно увидеть полиэтиленовые плёнки для бань, часть из них ещё на месте, часть уже валяется в каньоне. Но по мере продвижения вглубь каньона все-таки становится достачно чисто.

Мусор оставленный туристами в Чернореченском каньоне Крыма
Оставленный мусор от пикника туристов в Крыму

К сожалению, законодательно все больше ставятся рамки для туристов и путешественников, хотя основной поток мусора и проблем создают именно пассивно отдыхающие, а не походники, впрочем, не берусь утверждать. От себя скажу, что весь свой мусор мы забирали, костры не жгли и растения не срывали. Наше прохождение осталось для каньона незаметным и в том плане, что на всем его протяжении мы не встретили ни одного человека.

Первая ночевка рядом с каньоном

Первая ночевка планировалась уже после стоянки Алсу. От остановки мы прошли в районе 5-6 километров, и, так как выезжали уже днем, то в запасе была только пара часов. В любом случае, хотелось встать не далеко от родника, еще одного входа в каньон со стороны кордона "Красный камень" и балки (оврага) Манаклар-дере. По сути, тут рядом идет граница заповедника, а нам лишние проблемы ни к чему. Сам родник находится чуть дальше в сторону нашего пути в Байдарскую долину, если идти по каньону, по правому берегу реки. Родник подписан, его легко увидеть, он есть в навигаторах.

Сказать, что было жарко - ничего не сказать. До наступления темноты мы ходили в футболках, потом немного оделись. Спать было жарко в наших спальниках на 0 градусов, я не ожидал такой температуры в каньоне, но последняя неделя сентября выдалась по настоящему летней, хоть практически весь месяц на ЮБК было в районе 12-15 градусов тепла и ветренно.

Крымская жужжелица пришла на стоянку под вечер
Крымская жужжулица в Чернореченском каньоне

Ужин мы приготовили на горелке - гречку с помидорами, выпили чаю, съели халву. Пофотографировали жужелицу, и больше никаких животных не встретили. Шума от реки не было, спали в раскрытых спальниках, ближе к утру стало комфортнее, когда открыли дверь палатки для проветривания. Утром же опять очень быстро стало жарко, кофты практически не пригождались, уже не говоря о куртках.

Как мы сделали огромный крюк и лазали по скалам в поиске брода

Дальнейший путь по Чернореченскому каньону предполагал движение по левому борту против течения. Я догадывался, что мостика на правый берег уже давно нет, но надеялся перейти в брод ближе к середине маршрута. Это было ошибкой. Сама тропа по каньону идет у самой кромки реки Черная, иногда приходится немного лазать по скалам, иногда цепляться за деревья, иногда проходить по бревну и прыгать по камням, чтобы не намочить ноги. Раннней весной каньон и вовсе становится не проходимым по низу из-за разлива реки. Течение реки бурное, но есть и спокойные широкие места. Самым сложным было найти подобное место, где не только спокойное течение, но и глубина брода будет достаточной комфортной, чтобы преодолеть его с рюкзаком.

Туристка лезет по скалам в пешем походе по Чернореченскому каньону Крыма
Красивая фотография с девушкой в Чернореченском каньоне Крыма

Уже поплутав и полазав по скалам у горы Замок, нам пришлось очень долго возвращаться назад в поиске более спокойной тропы. Стресс от прохождения над обрывом накапливался, с рюкзаками было тяжело подниматься и карабкаться, либо идти, прижавшись к стенке скалы. Также накапливалась и усталость. В итоге, было принято решение прекратить рисковать и, пока есть возможность, вернуться и не доводить дело до вызова МЧС. Тут нужно заметить, что никакой связи просто нет. Сильно устали, прошли много лишних и сложных километров, очень обидно смотреть, как необходимая нам тропа идет по противоположному берегу в метрах 10 от нас, но нет никакой возможности до нее добраться, слишком глубоко и очень сильное, бурное течение.

От Ани: "Я совершенно не ожидала, что Чернореченский каньон настолько полон испытаний. В первый день нашего в нём пребывания я влюбилась в красоту этого места, казалось, что здесь должны обитать лесные феи и тысячи светлячков, хотелось просто сидеть часами на поваленном дереве и смотреть на бирюзовую воду, закусывая халвой. Но на второй день пути впечатления переменились. Всё началось с участка, где требовалось карабкаться вверх по камням, цепляясь за небольшие уступы, а тяжёлый рюкзак перевешивал назад. После пары таких моментов ноги и руки уже начали трястись от нервного напряжения, ведь если упадёшь, травмы будут серьёзными, но доля азарта и интереса всё равно в этом присутствовала.

Туристка лезет по скалам в пешем походе по Чернореченскому каньону Крыма
Скалы в Чернореченском каньоне

Некоторые препятствия были вполне интересными и забавными, такие как прохождение по шатающимся брёвнам над рекой. Но вот когда пришлось идти по узкой полосе земли над обрывом, прижимаясь всем телом к стенке скалы и моля гору удержать тебя, было уже не до веселья. И если в одну сторону я ещё прошла на стремлении закончить наконец этот дикий участок и выйти на хорошую тропу, то когда стало ясно, что придётся проделать путь назад со всеми его опасностями, а силы на исходе, почувствовалось, как подкатывает отчаяние. В какой-то момент я просто вцепилась в куст можжевельника, и прижалась к скале, не решаясь сделать ни шагу вдоль обрыва. Голова кружилась, руки и ноги тряслись и не было никакой уверенности в своём теле, что оно сделает правильные движения и ему хватит сил удержаться, в случае чего. Тогда Илья взял у меня рюкзак, и я смогла таки добраться до более-менее безопасного островка, чтобы продолжить путь назад.

А питьевой воды с собой оставалось очень мало, при том, что жажда при такой жаре и нагрузке присутствовала постоянно, плюс время уже клонилось к вечеру, а мы ещё были очень далеко от выхода из каньона, не считая того, что ещё предстояло долго и упорно идти назад, а затем добираться до посёлка не меньше часа. Моральные и физические силы оставляли желать лучшего, но очень хотелось добраться до Передового, чтобы там напиться чистой воды и съесть чего-нибудь вкусного, снять стресс. Так что оставалось держать себя в руках и идти."

Мы не стали возвращаться прямо к тому месту, где изначально была переправа, а нашли брод чуть пораньше, около осыпи камней. Течение умеренное, глубина "по бубенцы". Первым делом я полностью разделся, взял палки и прошел брод для проверки в одиночку налегке. Оказалось комфортно, течение есть, но не смывает, температура воды в районе 15-17 градусов. А главное, что было удобно перейти брод с рюкзаком на спине, когда у тебя свободны руки, а не держать его над головой. Сначала я перенёс свой рюкзак, после уже и рюкзак Ани. На этом наши сложные "неопределенные" испытания закончились, дальше маршрут был понятен, и пусть еще идти было несколько часов до выхода, все же можно было выдохнуть. По рассчетам мы успевали выйти из каньона до темноты, но могли бы и остаться на еще одну ночевку, никаких проблем, кроме того, что воду бы пришлось кипятить, так как ее осталось очень мало, а родников с той стороны я не знаю. Многие тут посоветовали бы пить воду прямо из речки, но я знаю несколько историй с плохим концом, где люди травились прямо в этих местах, поэтому обязательно советую кипятить.

Аня долго держалась, а после перехода вброд дала наконец волю чувствам и разрыдалась. Все-таки опыта еще не много в походных делах, а главное, в делах "попадальцев", и то, что у меня находится в рамках "о, наконец приключения", у Ани в голове выглядит как "Происходит какая-то жесть, мы на грани выживания!". Когда мы, наконец, спаслись, можно было дать пару минут на волну нахлынувших внезапно соплей. Зато именно по Ане я ориентируюсь на впечатления обычных туристов и понимаю, что многим бы пришлось не просто в данных обстоятельствах. И тут даже дело не только в физической подготовке, сколько в лишнем весе, который несут с собой новичики, и из-за постоянных кардио-нагрузок были бы значительные провисания в физических способностях. Именно из-за этих опасений последние мои походы включали Чернореченский каньон в урезанном формате - от памятника к Морозовке, практически без всего самого интересного, но с легким и приятным впечатлением.

Вторая ночевка у озера в поселке Передовое

Весь остальной путь мы мечтали о том, что успеем в Передовое до закрытия магазина, а для этого нам нужно было прийти туда до 9 часов вечера, но мы старались успеть до 8, так как точно не знали время закрытия магазинов. И нам повезло: выйдя из каньона, минут через 10 увидели автобус, который подобрал нас на трассе, и мы в районе 7 часов были уже в Передовом. Закупились вкусностями и уже в темноте пошли к озеру на стоянку. Конечно, купили сладостей - конфеты и печенье, бутылочку портвейна и пару бутылок сидра, помидорки, семечки. У озера было много людей, пятница, но нам повезло - место, где мы постоянно останавливаемся с туристами, оказалось свободным, и мы наконец смогли расслабиться под звездным небом и хорошо покушать.

Озеро Нижнее у поселка Передовое в Байдарской долине в Крыму
Пресное озеро в горах Крыма у Байдарской долины

Календская тропа римских легионеров в Крыму

Утром выяснилось, что Аня немного отравилась переспелым кизилом, который ела на тропе, поэтому весь путь второго дня для неё немного осложнился. Мы встали в 9 утра, позавтракали и направились снова в Передовое, чтобы доехать до Родникового или Подгорного, а оттуда выйти на Календскую тропу. Считается, что эта тропа создана руками римских легионеров и проложена по Южному берегу Крыма прямо к мысу Ай-Тордор, где находился военный лагерь Харакс от древнего Херсонеса. Я раньше не ходил по этой тропе, поэтому надеялся увидеть что-нибудь действительно интересное, возможно, напоминающее Римские дороги в Турции. К сожалению, никаких мощеных дорог не было, лишь беспорядочное покрытие камнями, почти полностью утопающими в земле, будто они довольно давно удачно осыпались с гор именно по этой тропе. Календская тропа ничем не примечательна, невооруженным взглядом ее сложно отличить от любой другой тропы в горах Крыма. Честно сказать, я был немного разочарован, ни о каких римских дорогах как в Турции речи совершенно не идет. Я знал, что не все разделяют мнение, что в Крыму есть римские дороги, и что возможно и данная тропа была сделана отнюдь не римлянами.

Собака проводник из Подгорного провела нас до Чертовой лестницы
Пес проводник по горам Крыма

Зато на пути нас сопровождал отважный пёсель, который вместе с нами прошел до Чертовой лестницы, но в итоге убежал за другими туристами. А вот тут уже на маршрутах БСТ (Большой Севастопольской тропы) очень много людей, это и понятно, выходные и хорошая погода делают свое дело.

Кильсе-бурун и Форосский кант

Изначально мы рассматривали несколько вариантов завершения нашего похода, один из них - это ночевка на диком пляже в Форосе, поэтому было решено спускаться через церковь Воскресения на Красной горке (Кызыл-Кая). Но мы рассматривали также вариант спуска в Оливу через перевал Чертова Лестница, и единственное, что мешало, это Ялтинский горно-лесной заповедник, оплачивать по 150 рублей за 30-минутный спуск совершенно не хотелось, хоть по километражу было бы логичней. Поэтому пошли в сторону Форосского Канта, вдоль скалистых обрывов Байдаро-Кастропольской стены, зашли на Кильсе-Бурун, сделали несколько фотографий.

Плато Ай-Петри в районе Форосского Канта Байдаро-Кастропольской стены
Холмы на плато Ай-Петри над Форосом
Осенний Крокус на Байдаро-Кастропольской стене в Крыму
Фотография Крокуса в пешем походе по Крыму

Именно сегодня очень сильно болели ступни и мышцы ног, ходить весь день по камням с рюкзаком все-таки некомфортно. Выйдя к церкви мы уже достаточно устали, поэтому было решено не спускаться "сократом", а по старому Севастопольскому шоссе выйти к остановке.

Гора Кильсе-Бурун - Церковный мыс 712 метров над уровнем моря
Гора Кильсе-Бурун на Ай-Петринской Яйле Байдаро-Кастропольской стены
Триангуляционная вышка и гид-фотограф по горному Крыму Илья Клычев
Фотография на вершине Кильсе-Бурун

Где-то на спуске мы поняли, что по времени просто не успеваем искупаться под горячими лучами солнца, и что логичнее поехать от Фороса сразу до Ялты и отдохнуть уже дома. Так и сделали, на этом наш маршрут закончился. Мы отлично провели время.

Туристы в пешем походе по Крыму у Форосской церкви Воскресения
Гора Форос и Форосская церковь Воскресения - снято с Форосского Канта

Ошибки в туристском походе по Крыму

Несмотря на то, что по Крыму я достаточно часто хожу, бывает и я совершаю ошибки. В этом походе, считаю, их было две: первая - неправильно подобранное снаряжение для похода, что привело к сильному утяжелению рюкзака, но мог ли я предсказать, что будет настолько жарко даже в каньоне, в конце сентября, ночью - не уверен, но факт остается, мы несли много лишнего веса. Можно было и по еде взять поменьше, так как не использовали часть гречки. И вторая ошибка - это крюк, который мы совершили в каньоне у скалы Замок. Правильным решением было бы повернуть назад в поиске брода, и его можно было принять значительно раньше, что значительно сэкономило бы наши физические и моральные силы, и как следствие, те же деньги на заедание стресса.

Подводя итоги, можно отметить, что маршрут безусловно интересен, вариантов его прохождения достаточно много, осень еще не до конца пришла в Крым, и каньон еще больше зеленый, чем желто-красный, но, думаю, через неделю природа свое возьмет и разукрасит растительность на скалитсых обрывах измрудной реки. Мы отлично погуляли, совершенно забыв о проблемах и реалиях нашего мира, было здорово очутиться в сказке, где нет политики, войны и других человеческих проблем. Спасибо, Крым, за эту возможность именно сейчас!

Походы по Крыму за предыдущие годы