Походы по Крыму

3. Поход с ночевками на Мангуп-Кале из Ялты

Автор: Илья Клычев

Поход с ночевками на Мангуп-Кале из Ялты

Мое путешествие на Мангуп началось с большим опозданием, и это не то самое опоздание, когда вы не успеваете несколько часов или может быть вышли не в тот день, я задолжал этому месту несколько лет. Впрочем, из Ялты я тоже вышел только ближе к обеду, что конечно ближе к вечеру на мне сказалось не лучшим образом.

Вид на Ставри-Кая (Крестовая скала ~663м)

Наконец-то я решился. Октябрь месяц, уже не так много желающих сходить на экскурсии и в походы, и поэтому удается сделать что-то и для себя, открыть новые горизонты и новые маршруты.

Конечно, если бы я пошел с группой то, наверное, выбрал маршрут через Большой каньон Крыма, а в районе Соколиного ушли бы на подъем в сторону "Кабаньего" перевала, а возможно и раньше – есть там несколько удивительных мест, очень красивых, и для себя я их выделил как обязательные для посещения. С одной стороны открывается вид на горный массив Бойка, деревушки в долине до Богатого Ущелья. А с другой - прекрасный вид на Байдарскую долину. Я обязательно сюда еще загляну, а возможно даже не один, а с кем ни будь из вас.

Первая часть пути средней сложности, нужно много пройти, да и на Яйлу из Ялты приходится идти через Таракташ. А после несколько часов до стоянки “Ай-Димитрий”, которая находится не далеко от каньона “Узунджа”. Сюда я добрался уже в темноте по “Французской дороге”. Наверное, часа полтора шел, освещая себе фонариком дорогу и периодически сверяясь с навигатором. Повсюду был слышен треск убегающих, по всей вероятности, косуль.

На случай встречи с кабанами я поставил музыку погромче. В темноте, в ущелье, не видно дальше метра, фонарик светит вперед и когда в стороне раздается ужасный треск неизвестно кого, то приходится просто брать себя в руки и не обращать внимания, ведь что-либо увидеть все равно не возможно. “Французская дорога”, о которой я читал, что по ней при желании можно проехать на УАЗике, оказалась не так проста. Откровенно скажу, я не уверен, что здесь проедут даже танки - все завалено деревьями. Видимо информации, которую я прочитал, уже много лет.

Только ближе к восьми часам вечера я добрался до стоянки “Ай-Димитрий”, где и поставил палатку, а перед этим поел яблок. Здесь растут похожие на обычные садовые, не дичка, так что яблочки оказались вполне кстати.

Вот такую нашел табличку на дереве... задумался - "Спали и боялись, Кабанов не нашли - идем по следу. Удачи не дают спать."

Что нужно понимать таким путешественникам и походникам, и что я постоянно игнорирую, одну простую вещь – нужно больше есть! Когда я иду в поход с группой я всегда беру много разной еды: мясо и бобы, каши, сладости. Но вот когда я иду один, нести мне это все в далекий путь – лень. В итоге организм не получает питательных веществ, и становится просто тяжело идти даже на не сложных участках маршрута. Но возможно, я просто немного приболел и это все объясняет.

Между стоянкой "Ай-Димитрий" и "Кабаньим" перевалом дорога идет по лесу, через многие памятники партизанам ВОВ, а после выходит на смотровую площадку. Виды открываются отличные, вдохновляющие

Сентябрь был дождливый, а в начале октября довольно прохладно, поэтому я взял теплый тяжелый спальник, куртку, штаны. Но погода была хорошая и теплая, хотя в Ялте был шторм в это время и все синоптики кричали о заморозках. Куртка мне в целом не пригодилась, теплый спальник можно было оставить дома, не говоря уже о том, что я взял большие треккинговые ботинки, а они так же доставляли неудобство.

После "Кабаньего" перевала начинается белая скалистая дорога. Удивительно смотреть на это цветовое разнообразие, и сочетание с осенними красками листвы.

Когда я дошел до Мангупа, было еще светло. Расстояние я прошел не сильно большое, но устал основательно, а все потому, что питался практически только яблоками. "Будет мне дураку наука!" - так я всегда думаю, и каждый раз беру только кашки, а ем в итоге с веток.

Мангуп-Кале меня восхитил: хорошая погода, закат, а потом и ночевка в пещерном городе - все это для меня было как в сказке. Вокруг царила “Золотая осень” и все переливалось яркими красками.

Благовещенский мужской монастырь

А вот вид из моей пещерки. Утром я проснулся пораньше, чтобы встретить рассвет и позавтракать. Должен предупредить, что я бы не рекомендовал ночевать в пещерном городе, возможно от сырости, но утром и потом весь день у меня сильно болела голова, так что в следующий раз буду ночевать наверху, а возможно в гротах возле монастыря. На Мангупе есть несколько источников с пресной водой, не удивительно, ведь здесь жили люди. Есть защита в виде горы и скал, а снизу долина, где можно пасти скот и выращивать злаки и другие культуры.

Не все ракурсы я сфотографировал, так что это большое дело на будущее, в том числе рядом находятся – Эски-Кермен, пещерный монастырь Шулдан, Качи-Кальен. Возвращался я через Терновку, и тем же маршрутом что и заходил на Отец-Гору (Баба-Даг), на плато которой расположена крепость Мангуп и пещерный город Мангуп-Кале.

Монастыри Крыма это отдельная тема для исследования. Столько паломнических и интересных мест со своей историей и культурой, которая копилась здесь тысячелетиями.

Как добраться до Мангупа? Если вы захотите посетить Мангуп, то советую это сделать через Терновку, добраться сюда не сложно. Из Ялты ходят маршрутки два раза в день, но можно выйти на остановке поворот на Оборонное трассы Ялта-Севастополь, автобусы ходят каждые ~40 минут, и там пересесть на маршрутку или автобус до Терновки.

Ближайшие походы с ночевкой

Походы по Крыму за предыдущие годы